Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Научная деятельность
  2. Публикации
  3. Программа «От науки до школы через музей» — замысел, становление, развитие

Программа «От науки до школы через музей» — замысел, становление, развитие

Количество просмотров: 2138

А. П. Авчухова

Программа «От науки до школы через музей» появилась в Государственном биологическом музее им. К. А. Тимирязева относительно недавно, в 1998 году. Появившись, она постепенно снискала популярность среди самых разных категорий посетителей. Раз в месяц, по средам, собираются в залах музея учителя биологии, экологии, географии, именно для них и задумывалась данная музейная акция, а также студенты и школьники. Основные посетители нашего музея – школьники, поэтому контакт с учителями просто необходим музею. А чем музей может помочь учителям, помимо традиционных лекций и экскурсий? Что он может сделать для них? Учителя, в силу разных причин, не всегда имеют возможность познакомиться с новейшими научными достижениями. Мы этот пробел пытаемся восполнить, приглашая выступить на наших семинарах известных учёных. Музей стал той площадкой, на которой встречаются академическая наука и средняя школа, именно поэтому наша программа так и называется: «От науки до школы через музей».

Темы семинаров мы выбираем не случайно. Исходя из анализа школьных программ, учебников, методических разработок, мы стараемся выбирать темы из тех областей биологии, по которым разрыв между наукой и школьным учебником наиболее значителен, а чтобы информация была наиболее полной, семинары в музее проводятся циклами: антропологический, генетический, экологический и т. д.

Антропологический цикл открыл серию семинаров в 1998 году. Антропология, как известно, наука не только биологическая, но и мировоззренческая. Проблема происхождения вида Homo sapiens - Человека разумного - всегда волновала человечество, современные школьники - не исключение. Материал и в школьных учебниках, и в учебниках для поступающих в ВУЗы безнадёжно устарел, содержит массу ошибок, даже схема родословной человечества трактуется неверно, поэтому мы начали с семинара «Проблемы и перспективы современной антропологии» (1998 г.). Этот семинар провёл докторант С. В. Васильев. Его выступление учителям запомнилось, и в 2006 году он, будучи уже доктором наук, зав. отделом антропологии Института этнологии и антропологии РАН, снова будет выступать у нас с темой "Антропология в XXI веке. Новые находки и открытия". Несколько семинаров мы посвятили одной из самых актуальных проблем современной антропологии – расоведению. В 1997 году в Америке состоялся международный антропологический конгресс, на котором зарубежные учёные призывали отказаться от термина "расы" применительно к человеку, утверждая, что различия не столь значительны, поэтому можно употреблять термин "этнические группы". Они обвинили в расизме учёных, прежде всего российских, которые употребляют термин "расы". А в наших современных школьных учебниках по биологии читаем: «В буржуазных странах реакционные учёные проповедуют расизм». В музее выступил заведующий отделом антропологии Института этнологии и антропологии РАН А. А. Зубов с темой «Сущность "кризиса" расоведения» (1999 г.). Он пояснил, что американскими учёными "в сущности, ведётся борьба не столько с расизмом, сколько с научными исследованиями в области расоведения, которым приписывается расистский уклон, в частности - с работами в области этногенеза и этнической антропологии". На этом же семинаре учителей познакомили с Резолюцией 1-ой Международной конференции «Расы: миф или реальность?», состоявшейся в 1998 году в Москве. Текст Резолюции, содержащий официальное отношение к расам и расоведению отечественных антропологов, мы передали окружным методистам по биологии. На семинаре «Историческая антропология» (2002 г.) доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН Л. Т. Яблонский ещё раз вернулся к понятию "расы". Учёный пояснил, что в современном мире представление о человеческих расах функционирует не только в качестве биологической, но и в качестве социальной категории, «смешиваются и путаются такие понятия как раса, этнос, национальность, языковая семья, культурное сообщество, которые если и рассматриваются, то вне конкретных географических и временных координат…».

Элементарная неграмотность политиков в области расо- и этногенеза может привести и уже приводит к серьёзным межгосударственным и межнациональным конфликтам. На семинаре «Метисация современного человека» (2004 г.) тема расоведения была продолжена доктором биологических наук, ведущим научным сотрудником Института антропологии МГУ И. В. Перевозчиковым.

Проблемы происхождения и расселения вида Homo sapiens в настоящее время решают не только антропология и археология, но и генетика, в чем учителя смогли убедиться на семинаре «Генетическая генеалогия семей и происхождение европейцев» (2005 г.). Научный сотрудник Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН Е. Я. Тётушкин подчеркнул, что «…широкое изучение молекулярной генеалогии индивидов с известными родословными даёт ключ к глубокой генетической истории семей, народов и человечества».

Генетический цикл. Первый семинар состоялся в 1999 году. В музее выступил директор Института клинической генетики Медико-генетического научного центра РАН академик РАМН Е. К. Гинтер с темой «Достижения медицинской генетики». В своём выступлении Евгений Константинович кратко коснулся программы «Геном человека». Международный проект «Геном человека» не имеющий аналогов по масштабам Проект века, поставивший своей целью полное секвенирование, т. е. определение нуклеотидной последовательности молекулы ДНК человека, существовал с 1988 года, к 1998 г было секвенировано всего около 3% генома. Печатная информация отсутствовала. Преподаватели биологии предложили Е. К. Гинтеру, как непосредственному участнику данной программы в России, выступить в музее с темой «Государственная программа "Геном человека"» и подробнее рассказать о целях, результатах, значении Международного проекта, о вкладе отечественной науки в его развитие. Этот семинар состоялся в том же году.

В настоящее время, в период активизации в России миграционных процессов, когда население Москвы катастрофически увеличивается за счёт беженцев и вынужденных переселенцев из Средней Азии, Молдовы, Закавказья и "горячих точек" внутри самой России, возникает вопрос: как эти процессы отразятся на генофонде нашей популяции? На этот и другие многочисленные вопросы ответила ведущий научный сотрудник лаборатории популяционной генетики Института общей генетики РАН О. Л. Курбатова на семинаре «Влияние этнодемографических процессов на генофонд Москвы» (1999 г.).

В 2000 году, в год столетнего юбилея генетики, мы провели семинар «Из истории генетики». Заместитель директора Института общей генетики, член-корреспондент РАН И. А. Захаров рассказал учителям о трагической истории развития генетики в России: о взлёте науки в 20-годах, о практически полном разгроме в 50-х и о современном возрождении генетики, а также о создании и развитии новой научной дисциплины геномики.

Разобраться с «Удивительной историй овечки Долли» (2000г.), и вообще с клонированием позвоночных животных и, в частности, человека, нам помог доктор биологических наук, профессор кафедры генетики и селекции МГУ М. М. Асланян.

Трансгенные растения - хорошо это или плохо для потребителя? Как их получают? Как употребление генетически модифицированных продуктов отразится на здоровье? Семинар "Перспективы генетической инженерии растений" состоялся в 2002 году и провел его ведущий научный сотрудник фирмы "MONSANTO" (старейшая европейская фирма, осуществляющая биотехнологические разработки) А.Л. Конов.

В 2004 г. ярким, запоминающимся было выступление академика РАН, академика Европейской академии наук, председателя Российского совета по геному человека Л. Л. Киселёва. На семинаре «ДНК: прошлое, настоящее, будущее» мы узнали как за 50 лет с момента открытия в 1953 году двойной спирали ДНК и до наших дней менялись представления учёных о гене, какие новые задачи поставила перед наукой полная расшифровка генома человека. К сожалению, экспозиционный зал, где мы проводим семинары, не смог вместить всех желающих, слушатели сидели в проходах, в соседних залах. Собралось более 120 человек. Это не только учителя, но и учёные, и ученики биологических классов. Лев Львович редко выступает с публичными лекциями, поэтому каждое его выступление – большое событие в мире науки.

По многочисленным просьбам учителей к проблеме генома человека мы вернулись в 2005 году с доктором биологических наук, заведующим лабораторией анализа генома Института общей генетики РАН Н. К. Янковским, семинар назывался "Геном человека: познай самого себя".

Экологическому циклу мы уделяем большое внимание. Экология в настоящее время выделена в школьной программе как отдельный предмет, который преподают не только учителя биологии, но и учителя географии и химии. Программ и учебников много, а вот методических разработок и пособий для учителей недостаточно. В помощь всем учителям экологии мы провели ряд теоретических семинаров: 
«Развитие новых научных представлений и концепций экологии человека» (1998 г.), автор - доктор биологических наук, академик РАЕН, президент Международного союза "Экология человека" А.Г. Назаров; 
«Визуальная среда как экологический фактор» (1999 г.), автор - доктор биологических наук, основатель нового направления в экологии – видеоэкологии В.А. Филин. На лекции учёный не только охарактеризовал данное направление, но и дал практические рекомендации по созданию комфортной визуальной среды; 
«Автотрофные животные в глубинах океана» (2001 г.), автор – член-корреспондент РАН, профессор биологического факультета МГУ В. В. Малахов; 
«Эволюционный подход в экологии" (2001 г.), автор - доктор биологических наук, профессор биологического факультета МГУ, академик РАЕН А. М. Гиляров.

В век научно-технического прогресса с беспощадностью проявляется закон дивергенции развития индустрии и возможностей организма человека: индустриальное развитие происходит быстрыми темпами, тогда как физиологические и психические возможности человека остаются неизменными. Ведущим побочным эффектом возрастающей индустриализации является модификация окружающей среды: рост физических и химических загрязнений. Какая участь ожидает последующие поколения человечества, или как мутагены и канцерогены окружающей среды влияют на здоровье и наследственность человека? Ответ прозвучал на семинаре «Современные направления в генетической токсикологии» (2003 г.), который провела профессор, заведующая лабораторией НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН Ю. А. Ревазова.

Могут ли учителя со своими учениками контролировать состояние окружающей среды в районах проживания и учёбы? Во время выступления на семинаре «Мониторинг здоровья среды» (2003 г.) директор Центра экологической политики России академик РАН В. М. Захаров изложил подробную методику оценки здоровья среды. Каждый учитель получил методические разработки: «Здоровье среды: методика и практика оценки в Москве» и «Экологическая памятка москвича».

Семинар «Экологические проблемы России» (2004 г.) провёл признанный лидер российского экологического и антиядерного движения, член-корреспондент РАН, вице-президент Всемирного союза охраны природы А. В. Яблоков. Алексей Владимирович на основании самых последних данных дал оценку экологической ситуации, выделил наиболее неблагоприятные регионы России, познакомил с прогнозами на будущее. Доклад сопровождался схемами, картами, графиками. К юбилейным семинарам отношение у нас трепетное. Современные школьники растут на зарубежных мультфильмах и боевиках, не знают истории науки, великих русских учёных. Музеи наравне со школой должны воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за нашу отечественную науку. Учащиеся не должны забывать, что научные открытия делают люди, за каждым открытием стоит чья-то, порой трагическая, судьба. Пожалуй, самый большой недостаток школьных учебников состоит в том, что в них практически отсутствует информация об учёных. Считаем, что и этот пробел музей должен восполнить. В музее прошли семинары к 130-летию основателя отечественной генетики Н. К. Кольцова «Золотой век отечественной биологии» (2002 г.). К 90-летию генетика Г. Д. Карпеченко, о котором и в американской энциклопедии написано как о выдающемся учёном XX века. Ближайший соратник Н. И. Вавилова, его постигла та же участь: арест по ложному обвинению и гибель в сталинских лагерях. Работы Г. Д. Карпеченко по созданию редечно-капустного гибрида (Raphanobrassica) открыли новое направление в селекции, продемонстрировали значение полиплоидии в преодолении бесплодия у отдалённых гибридов. Но, знаменитая Raphanobrassica свои возможности не исчерпала, и сегодня активно используется в селекции, о чём поведал учителям доцент кафедры генетики ТСХА Н. А. Корябин на семинаре «Развитие научных идей Г. Д. Карпеченко. К столетию учёного» (1999 г.).

Семинар, посвященный 100-летию со дня рождения генетика Н. В. Тимофеева-Ресовского (2000 г.), получившего широкую известность после выхода в свет романа Даниила Гранина "Зубр", провели кинорежиссёр документальной трилогии об учёном Е. С. Саканян и доктор биологических наук В. В. Бабков. Был представлен новый документальный фильм, подготовленный специально к юбилею - «Любовь и защита». И фильм, и выступления Елены Саркисовны и Василия Васильевича учителя встретили аплодисментами.
В рамках V Бунаковских чтений в 2001 году состоялся семинар «Теория антропологии и её методы: истоки и развитие. К 110-летию В.В. Бунака», посвящённый крупнейшему антропологу XX века. Семинар был подготовлен совместно с Институтом этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.

Накануне 140-летнего юбилея В. И. Вернадского в музее выступил доктор философских наук (МГУ), академик РАЕН В. М. Фёдоров, семинар – «Биосферные раздумья» (2001 г.).

Мы не могли пройти мимо 95-летия скульптора-антрополога, автора всемирно известной методики восстановления лица по черепу М. М. Герасимова (2002 г.). Все представляют, как выглядели питекантропы и кроманьонцы, портреты этих наших предков есть во всех школьных учебниках по истории и биологии, но не сказано, что автор этих реконструкций М. М. Герасимов. В нашем музее хранится одна из самых полных коллекций реконструкций Михаила Михайловича. На семинаре выступила заведующая лабораторией пластической реконструкции, созданной М. М. Герасимовым, Т. С. Балуева. Преподавателей пригласили на экскурсию в лабораторию, которая в настоящее время получила статус музея.

К 90-летию одного из самых уважаемых отечественных генетиков, автора химического мутагенеза И. А. Рапопорта (2002 г.) семинар проводила ученица Иосифа Абрамовича Н. С. Эйгес. Она рассказала учителям о вкладе И.А. Рапопорта в мировую науку, о дальнейшем развитии его научных идей в области селекции, продемонстрировала новый сорт пшеницы "И. А. Рапопорт".

В 2003 году исполнилось 160 лет со дня рождения учёного, имя которого со дня основания носит наш музей, Климента Аркадьевича Тимирязева. К. А. Тимирязев был и остаётся одним из лучших популяризаторов науки о жизни. Семинар мы так и назвали "К. А. Тимирязев – герой своего и нашего времени". А. А. Дручек –кандидат сельскохозяйственных наук, доцент МСХА, директор мемориального Музея-квартиры К.А. Тимирязева поведал учителям о жизни и научной деятельности великого естествоиспытателя. На основании изучения архива К. А. Тимирязева, А. А. Дручек привёл много новых, ранее неизвестных фактов, пригласил в Музей-квартиру К. А. Тимирязева, который можно без преувеличения назвать музеем профессорского быта рубежа XIX-XX вв. Музей сохранил атмосферу тех далёких лет. Кабинет поражает множеством книг на основных европейских языках. В гостиной - рояль и ноты, на стенах - картины русских и репродукции иностранных художников, и удивительная скромность в личных покоях.

Постепенно юбилейные семинары стали перерастать в торжественные мероприятия, сопровождаться презентацией книг, открытием юбилейных выставок, выступлениями учеников и соратников. На семинаре «К 95-летию Владимира Павловича Эфроимсона» (2003 г.) выступили: доктор биологических наук, профессор МГУ С. Э. Шноль; доктор философских наук, профессор МГУ Д. И. Дубровский, ученица В. П. Эфроимсона Е. А. Кешман. Состоялась презентация новых изданий книг "Педагогическая генетика" и "Генетика гениальности". Жизнь и научная судьба Владимира Павловича Эфроимсона – пример высокой нравственности, мужества, самоотверженного служения истине, справедливости и гуманизму. Огромна роль В. П. Эфроимсона как в разоблачении деятельности Т. Д. Лысенко, так и в становлении и развитии медицинской генетики и генетики человека в годы восстановления биологии в нашей стране. В 1955 году В. П. Эфроимсон передал материал «Об ущербе, нанесённом Т. Д. Лысенко советской науке» писателю В. Д. Дудинцеву, в 1988 году вышел роман "Белые одежды".

27 октября 2004 года в день 100-летнего юбилея классика отечественной генетики Бориса Львовича Астаурова в нашем музее состоялся торжественный семинар. На экскурсиях по генетики мы обязательно рассказываем о работах Б. Л. Астаурова, о его вкладе в науку. При строительстве в музее первой в Советском Союзе экспозиции по генетике были собраны уникальные экспонаты, связанные с научной деятельностью учёного. Это, прежде всего, коконы тутового шелкопряда, полученные в Среднеазиатском НИИ шелководства в конце 60-х годов. О жизни и творчестве Б.Л. Астаурова рассказал его ученик – доктор биологических наук, профессор В. В. Клименко. Книгу, посвященную 100-летию учёного представила доктор биологических наук, заведующая лабораторией клеточной дифференцировки О. Г. Строева. Ей посчастливилось работать в лаборатории под руководством Бориса Львовича, быть его заместителем. Учителя смогли приобрести эту книгу по ценам издательства. Интересным было и выступление внучки Б. Л. Астаурова – Е. Б. Астауровой, кандидата биологических наук, сотрудника отдела научной информации Института биологии развития им. Н. К. Кольцова РАН, которым долгое время руководил Борис Львович.

В преддверии 110-летнего юбилея основателя и первого директора Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева академика Бориса Михайловича Завадовского семинар «Страницы истории музея» (2004 г.) для учителей биологии провёл заведующий эволюционным отделом нашего музея М. В. Касаткин. Надо сказать, что сама идея проведения публичных лекций не нова, и уходит к истокам создания нашего музея. Б. М. Завадовский считал, что музей нового типа должен решать две основные задачи: знакомить посетителей с новейшими научными достижениями и активно заниматься массовой просветительной работой. Эволюционный цикл. Важным для учителей оказался семинар: «Учение Ч. Дарвина в современной эволюционной теории» (2001 г.). Отношение к Ч. Дарвину и его теории в последнее десятилетие в России изменилось диаметрально: от преклонения до полного неприятия, но тема "Дарвинизм" осталась в школьном курсе биологии. Старший научный сотрудник кафедры теоретической эволюции биологического факультета МГУ С. Б. Ивницкий объяснил, как современная наука трактует теорию естественного отбора, отметив, что ничего лучше теории естественного отбора наука не предложила. С не меньшим успехом прошел семинар «Закат дарвинизма?» (2003 г.), на котором доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института общей генетики РАН А. П. Акифьев выступил с критикой дарвинизма. Учёный считает себя представителем т. н. научного креационизма. Выступление, сопровождающееся аргументами, цитатами знаменитых учёных, вызвало яростные споры. Были приверженцы, были противники, не было только равнодушных. Учителя должны уметь формулировать и отстаивать свою точку зрения, и в этом, оказывается, тоже может помочь музей.

Этот цикл мы также планируем продолжить, и пригласить кандидата биологических наук, сотрудника Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН С. А. Боринскую с предполагаемой темой «Действие естественного отбора в отдельных человеческих популяциях».

Цикл семинаров, посвящённый здоровью, мы проводим с 1998 года. На первом семинаре «Проблема здоровья современных школьников» доктор медицинских наук, заведующий отделом изучения состояния здоровья школьников Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН Л. Ф. Бережков отметил, что состояние здоровья школьников за последние 40 лет имеет неуклонную тенденцию к ухудшению, особенно в школах нового типа. За этот временной период здоровье школьников исследовалось по единой методике, одними и теми же специалистами отдела, поэтому полученные данные объективно отражают изменения в состоянии здоровья. Специалисты пришли к выводу, что за последние 20 лет на первое место вышла патология органов пищеварения, вместо ЛОР-патологии, лидировавшей в предшествующие 20 лет. Второе место заняла патология нервной системы, что свидетельствует о недопустимых перегрузках учащихся. Л. Ф. Бережков особо уточнил, что в школах нового типа учебная нагрузка значительно перекрывает функциональные возможности организма.

Продолжил тематику семинар «Состояние физического развития современных школьников Москвы» (2000 г.). Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН Ю. А. Ямпольская занимается изучением состояния здоровья и развития подрастающего поколения России много лет. Материалы исследований показывают снижение темпов роста, уменьшение массы тела, значительное уменьшение силовых возможностей. Современная молодежь становится слабее, подростки хуже прыгают, бегают, не могут выполнить нормативы по физической подготовке. «Если ситуация не изменится к лучшему, то последствия могут быть самыми печальными для будущего репродуктивного и производственного потенциала страны», - заключила Ю. А. Ямпольская.

Неутешительные прогнозы прозвучали и на семинаре "Возрастная динамика артериального давления у подростков" (2000 г.), который провела кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН И. В. Звездина.

На семинаре «Красота, здоровье, спорт!?» (2001 г.), доктор биологических наук, проректор Института физической культуры и спорта Ю. А. Ермолаев и серебряный призер Олимпийских игр Ю.В. Старунский рассуждали о совместимости таких понятий, как профессиональный спорт и здоровье.

Полезным для учителей оказался и семинар «Еще раз о наркотиках» (2002 г.). Кандидат биологических наук, научный сотрудник Института Мозга РАМН Н. Р. Пашина убедительно и просто объяснила на основании анатомических и физиологических особенностей организма, почему наступает быстрое привыкание к наркотическим веществам, почему появляется от них зависимость.

Мы надеемся, что полученные учителями сведения помогут на уроках анатомии.

Палеонтологический цикл, состоящий из трех семинаров (2003 г.), был призван познакомить слушателей с некоторыми вопросами палеонтологии: 
«Происхождение континентов и океанов»; 
«Историческая зоогеография наземных позвоночных»; 
«Вымирание мегафауны в плейстоцене». Эти семинары провел кандидат биологических наук, научный сотрудник Палеонтологического института РАН Н. Н. Каландадзе. Выбор тем также был неслучаен и объяснялся открытием в стенах нашего музея после реконструкции зала "Развитие жизни на Земле", что нам дало прекрасную возможность продемонстрировать преподавателям биологии новый зал.

В рамках данного цикла планируется тема: «Окружающая среда как ресурсная основа существования позднего мамонта эпохи верхнего палеолита на Восточно-Европейской равнине» доктора биологических наук, заведующего Лабораторией эволюционной географии РАН А. А. Величко.

Отдельно хочется упомянуть о семинарах, призванных расширять кругозор, вызывать и поддерживать интерес у учащихся к естествознанию.

«Болели ли древние люди?»(1999 г.), автор - кандидат, ныне доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии РАН А. П. Бужилова.

«Эволюционная теория пола» (1999 г.), автор - доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН В. А. Геодакян

«Евгеника» (2004 г.), автор – доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института общей генетики РАН А. П. Акифьев.

«Ботанические сюрпризы II научной экспедиции на Камчатку в поисках новых нетрадиционных природных ресурсов» (2005 г.), автор – доктор биологических наук, профессор кафедры ботаники Тверского Университета, академик РАЕН М. В. Марков.


Биологическое образование.

Чтобы учителя могли помочь старшеклассникам, увлекающимся биологией, сориентироваться в выборе ВУЗа мы провели семинар «Биология в школе и в ВУЗе» (2000 г.), на котором выступили заместитель декана биофака МГУ им. Ломоносова К. Н. Тимофеев, заведующий кафедрой биологии экологического факультета Российского университета дружбы народов Ю. П. Козлов, профессор В. Д. Ильичёв и другие преподаватели ВУЗов. Целью данного семинара было обсуждение преемственности биологического образования. Преподаватели ВУЗов порекомендовали учебники и пособия по биологии для подготовки в институт, отметили, какие темы традиционно абитуриенты знают хорошо, а где есть недочёты и т. д. Также школьные учителя получили информацию о новых факультетах, на которые абитуриенты должны сдавать биологию, их познакомили с вариантами тестовых вступительных экзаменов. Диалог школьных и вузовских преподавателей биологии проходил дружелюбно, корректно и, главное, конструктивно.

В рамках программы «От науки до школы через музей» в музее были проведены семинары, посвящённые новым программам по биологии, которые с реформой школьного образования в России изменились кардинально. Единая линейная государственная программа, существовавшая ранее, в настоящее время не соответствуют новому закону об образовании, и учителями использоваться не может. Ныне разработано и действуют 4 варианта, т. н. концентрических программ, Государственному стандарту соответствуют методические комплекты 4 авторских коллективов: Пономарёвой И. Н., Пасечника В. В., Сивоглазова В. И. и Никишова А. И.

Закон об образовании позволяет каждому учителю биологии выбрать для работы любую из утверждённых программ. Особенности, основные отличия каждой программы полезно знать не только школьным учителям биологии, но и научным сотрудникам нашего музея, чтобы они могли вносить изменения в экскурсии в соответствии с новыми требованиями. В музее прошли встречи-семинары по программам В. В. Пасечника и И. Н. Пономарёвой (2003 г.)

В апреле 2005 г. на базе нашего музея состоялось занятие для слушателей курсов повышения квалификации - методистов биологии России на тему: «Обновление содержания биологии в учебно-методических комплектах нового поколения». На один день для выступления из Санкт-Петербурга приехала профессор биологического факультета РГПУ им. Герцена И. Н. Пономарёва. У нас собрались методисты биологии из 30 регионов и городов России: Камчатки, Ижевска, Краснодара, Пскова, Ульяновска, Сочи, Петрозаводска, Туапсе, Перми, Владикавказа и др. В книге отзывов музея биологи написали: «Слушатели курсов повышения квалификации работников областных и краевых институтов развития образования при ЛПК и ППРО. Выражаем благодарность за предоставленную возможность ознакомиться с экспонатами, коллекцией биологических материалов. Материалы музея имеют огромный образовательный потенциал, жизненно необходим для учителей и учащихся с целью развития и модернизации биологического, естественно - научного образования России. Группа из 35 человек».

Знакомство с авторскими программами В. И. Сивоглазова и А. И. Никишова планируется осуществить в новом учебном году. Все учёные, проводившие у нас семинары, отмечали, что учительская аудитория самая внимательная, отзывчивая и благодарная. Никаких документов о прослушанных лекциях мы не выдаём, поэтому к нам приходят люди заинтересованные. Получая низкую зарплату, многие преподаватели вынуждены работать на 1,5 – 2 ставки, и приезжают на семинары уставшие, после 6-7 проведённых уроков. Одно неудачное выступление, и мы можем потерять свою аудиторию, поэтому мы стараемся поддерживать высокий уровень наших семинаров, и приглашаем учёных, сочетающих талант исследователя и мастерство оратора.

Подобные семинары полезны для всех участников. После семинара учёные продолжают сотрудничество с музеем: консультируют сотрудников, рецензируют тексты, подбирают научную литературу. Самый важный материал мы передаем окружным методистам по биологии. Вокруг музея стал формироваться круг учёных из различных научно-исследовательских учреждений. Мы проводим круглые столы, посвящённые классикам биологии, презентации книг об учёных, научные конференции, на которые обязательно приглашаем окружных методистов биологии и учителей.

На каждом семинаре мы предоставляем учителям самую разнообразную информацию о музее: аннотации новых экскурсий, планы выставок, мероприятий на каникулы, так как многие учителя являются еще и классными руководителями. Таким образом, мы расширяем музейную аудиторию.

Для научных сотрудников музея семинары также оказались полезны, ведь благодаря семинарам наши экскурсии постоянно обновляются, дополняются новыми научными данными, что высоко ценят наши экскурсанты.

Популярность программы «От науки до школы через музей» растёт, о чём свидетельствуют и высокая посещаемость, и слова благодарности, которые мы постоянно слышим от учителей. Время показало, что данная форма музейной работы актуальна, своевременна, интересна и полезна.

В заключении мы хотим выразить благодарность всем учёным, которые у нас выступали и всем учителям, посетившим наш музей.