Образовательная студия «БиоЭфир»
Биологический музей им. К. А. Тимирязева представляет новые занятия онлайн-студии «Биоэфир», которые можно заказать для школ или оплатить индивидуально на сайте музея. В классах, обучающихся дистанционно, педагог разошлёт ученикам ссылку, после чего каждый ученик сможет участвовать в занятии через программу ZOOM или MicrosoftTEAMS.
Занятия проходят в прямом эфире, в ходе которого научный сотрудник не только познакомит учеников с биологический теорией, но и представит музейные экспонаты, покажет микромир с помощью цифрового микроскопа, а также продемонстрирует опыты.
Вам нужно будет лишь согласовать дату и время проведения прямого эфира и подключиться в классе к нашей онлайн-студии по высланной заранее ссылке. Для того чтобы вы увидели нашу трансляцию, необходимо наличие интернета, большого экрана, колонок и микрофона (если нет микрофона, то вопросы ведущему можно будет задавать в чате).
Стоимость занятия для класса — 3000 рублей. Заказ по телефону 8 (499) 252-36-81 или по e-mail KiselevaMD1@culture.mos.ru. Продолжительность занятий — 40 минут, так что их легко встроить в расписание уроков.
Пожалуйста, оплачивайте занятие только после бронирования даты и времени.
Посмотреть канал образовательной студии "БИОЭФИР" на YOUTUBE
Посетить сайт проекта "Шаг в природу"
Ниже представлен перечень тем онлайн-занятий, которые вы можете заказать в музее. Если вам необходимо провести эфир для школьников на какую-то другую тему, сообщите нам. Мы постараемся вам эту тему подготовить.
БОТАНИКА: |
|
Бумага прочно вошла в нашу жизнь, она не сдаёт свои позиции, хотя появились новые носители информации. А что использовали люди до появления бумаги, чтобы написать письмо, передать привет или записать свои расходы? На чём писали в древности на Руси или в Египте? На занятии дети узнают, чем глиняные таблички отчаются от восковых дощечек, где использовали узелковое письмо, из чего делают папирус. А также кто, когда и из чего предложил делать бумагу. Разнообразные экспонаты помогут в этом разобраться. |
Занятие представляет собой «путешествие» по всему миру в поисках самых необычных растений: деревья-исполины; растения с громадными листьями, гигантскими цветками, причудливыми плодами и семенами; растения-подушки; чемпионы по скорости роста; насекомоядные растения. Слушатели-путешественники побывают в тропических лесах и болотах, в африканских саваннах и азиатских пустынях. На занятии научные сведения по морфологии, анатомии и экологии растений подаются в увлекательной форме, и занятие вызывает живой интерес. |
Хищные растения довольно широко распространены по всему миру. Основу их питания составляют насекомые, поэтому хищные растения часто называют насекомоядными. На занятии дети познакомятся с историей изучения этой группы, её распространением и разнообразием, а также с тем, как и чем растения ловят добычу. Слушатели узнают об уникальности явления хищничества среди растений и об экологических факторах, благодаря которым это явление существует и развивается. Будет дана интересная информация о количестве съедаемых растениями жертв, скорости реакции ловчих аппаратов, размерах растений и о многом другом. |
Это занятие может быть использовано как введение, завершение и дополнение темы фотосинтеза в школьной программе. Рассматривается само понятие фотосинтеза и условия, при которых он протекает, а также история открытия этого явления. Большое внимание уделяется листу — органу растения, в котором в основном и происходит процесс фотосинтеза. Морфология, анатомия, разнообразие листьев рассматриваются на примере демонстрационных экспонатов, иллюстраций, комнатных растений. В ходе занятия проводятся опыты. |
Занятие знакомит с тем, как устроен корень, какие бывают корневые системы и видоизменения корня. На занятии слушатели узнают ответы на следующие вопросы: что собой представляет корень, как он устроен снаружи и внутри, как питание поступает в клетки корня, что происходит с этими веществами в растении дальше и как влияют на растение различные микроэлементы. |
На занятии учащиеся смогут узнать ответы на вопросы: что такое побег и как он устроен, какое отношение имеет стебель к побегу, как происходит передвижение питательных веществ в стебле растения, что такое метаморфозы (видоизменения) побега, чем отличается корневище от луковицы, какое отношение имеет почка к кочану капусты и многое другое. |
На занятии мы поговорим о грибах с научной точки зрения, об их истории и «Тихой охоте». Эти причудливые создания природы покоряют своей красотой. Вы узнаете, почему грибы выделяют в особое царство, по какой причине во многих странах не собирают грибы, каких размеров бывает грибница, зачем грибам плодовые тела, какие грибы называют «убийцами-могильщиками», почему дождевик называют в народе «дедушкин табак», отчего не надо бояться фиолетовых грибов и ещё много необычного и интересного. |
Верите ли вы, что с растениями можно творить чудеса? На ваших глазах на листочке комнатного растения сама собой проявится картинка, сок капусты станет разноцветным, а зелёный отвар листьев превратится в жёлтый. Эти необычные эксперименты мы покажем вам на занятии «Чудесные опыты с растениями». |
Занятие по теме «Покрытосеменные растения» рассказывает о причинах господства цветковых растений на Земле, их происхождении, строении цветка, типах соцветий и плодов, способах опыления, распространении плодов и семян. Мы покажем много засушенных и живых растений и их плодов. |
Экскурсия рассказывает обо всех систематических группах царства растений (водорослях, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, цветковых). Освещаются особенности внутреннего и внешнего строения, распространения и условий обитания, а также возможности использования растений человеком. |
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ по ботанике: Растения на службе человека (с 1 класса) Занятие посвящено культурным растениям и состоит из двух частей. Первое занятие — «Хлеб — всему голова». Самые древние культурные растения — это хлебные культуры. Что из растений выращивали люди в древности, какие культуры появились раньше, в каких частях земного шара выращивают пшеницу, а в каких кукурузу — об этом можно узнать на нашем занятии. На чем растёт гречка, манка и пшено, какие продукты получают из риса и пшеницы, из чего делают перловку, а также новые популярные культуры киноа, амарант и чиа — всё это можно увидеть и узнать на нашем первом занятии. Второе занятие — «Вершки и корешки». С детства мы знаем сказку об умном крестьянине и недалёком медведе, который всегда проигрывал в споре, и ему доставались несъедобные части растений. На этом занятии мы разберёмся, какие части растения можно употреблять в пищу. Даже из сказки мы знаем, что и корешки бывают съедобны. Что такое картофелина и луковица, всегда ли то, что растёт в почве — корешок? Какие разные капусты есть на свете и многое другое о разных овощах и фруктах? |
|
|
|
ЗООЛОГИЯ: |
|
Во что «одеты» различные животные? Как устроены и для чего нужны их покровы? Переодеваются ли животные? Делают ли они себе «верхнюю одежду»? Занятие посвящено разнообразию и назначению покровов самых разных животных: от кошки до змеи, от морского ежа до мидии, от совы до таракана. |
Более половины видового разнообразия животных планеты составляют насекомые. Это самый разнообразный класс в царстве животных, и между насекомыми разных видов немало общего. На занятии вы узнаете, чем насекомые отличаются от других животных и чем отличаются между собой? Как многим насекомым удаётся за свою обычно не очень длинную жизнь пожить в разных средах обитания? Какие удивительные превращения переживают насекомые? В чём насекомые вредят, а в чём помогают растениям? Помимо фотографий и коллекций вы увидите живых насекомых. |
На занятии дети познакомятся с паразитами человека, вызывающими такие заболевания, как чесотка, малярия, клещевой энцефалит и некоторые другие. Школьники узнают о том, где находятся очаги этих заболеваний, а также какие условия и факторы необходимы для распространения паразитов. Будет рассказано о риске заражения паразитами при путешествии в различные страны, об истории открытия новых земель, которые впоследствии привели к массовым эпидемиям (чёрная оспа, сифилис, вирус иммунодефицита человека). Также школьники узнают, как человечество укротило многие из опаснейших заболеваний: чёрная оспа, сифилис, лепра, туберкулез, чума. Отдельно будет рассказано о современной эпидемии — вирусе иммунодефицита человека (ВИЧ). |
Простейшие состоят из одной клетки, которая осуществляет все жизненно важные функции, присущие многоклеточным организмам: движение, питание, дыхание и так далее. Одноклеточные организмы обитают в основном в жидкой среде: в морской и пресной воде, влажной почве, в других организмах. Они настолько маленькие, что увидеть их невооружённым глазом не получится. На занятии школьники узнают, что представляют собой одноклеточные организмы, как они устроены, где обитают. |
Демонстрационные микроскопы позволят на большом экране рассмотреть целый мир в капле воды. А движение — это жизнь. Вы увидите:
А поскольку актёры труппы животных склонны к импровизации, спектакль полностью уникален. Демонстрация объектов сопровождается синхронными комментариями ведущих, вступающих в диалог друг с другом и со зрителями. |
Скелеты бывают у большинства животных, но устроены они совсем по-разному. На занятии «Скелеты и кости» вы познакомитесь с разнообразием скелетов у самых разных животных, как у позвоночных, так и у беспозвоночных. Мы выясним, у кого скелет внутри, а у кого снаружи (бывает по-разному), у всех ли скелет персональный или бывает один на всех; как скелеты используются вторично и многое другое. А ещё вы больше узнаете об устройстве собственного скелета, об опасностях, которым подвергается наш скелет, и как скелету помочь. В качестве соведущего в проведении занятия участвует Скелет Скелетыч. |
Может показаться, что для любителя живой природы зима — мёртвый сезон. Но это не совсем так. Кто-то при наступлении холодов засыпает, а кто-то остаётся активным; кто-то под снегом прячется, а кто-то на снегу оставляет следы. С помощью уникальной коллекции слепков следов, собранных известным натуралистом Н. Н. Руковским, вы научитесь различать следы зверей на снегу, например сможете отличить отпечаток лосиного копыта от кабаньего, лисий след от следов выдры. Но следы — это не только отпечатки. На стволах деревьев можно найти следы звериных зубов и птичьих клювов и узнать, кто здесь побывал. Даже насекомые оставляют следы, вполне доступные для изучения зимой. В зимней «книге следов» можно прочитать немало интересных историй о жизни обитателей леса. |
Как проводят зиму разные животные? Какие задачи им приходится решать в это сложное время года? На онлайн-занятии в студии мы поговорим о самых разных животных, от насекомых и рыб до птиц и зверей. Расскажем, где зимуют раки, куда улетают кукушки, как спят ежи и бурундуки и много других интересных историй из зимней жизни. |
В нашей средней полосе весна проходит быстро, но бурно. Каких только изменений не происходит в природе с удлинением светового дня! Теплеет, тает снег, вскрываются реки, набухают почки, появляются листва и первые цветы. Разумеется, изменения не обходят стороной и теплокровных животных — зверей и птиц. Кто-то просыпается от спячки, а кто-то и не спал. Кто-то ищет пару, а у кого-то уже появилось потомство. Одни птицы возвращаются, другие и не улетали, одни начинают петь раньше, другие позже. На занятии «Жизнь птиц и зверей весной» мы попробуем разобраться, кто, когда, за кем и зачем начинает новую жизнь весной и в чём суть весенних перемен в жизни зверей и птиц. |
Паукообразные — богатая видами группа членистоногих. Многие паукообразные имеют немалое практическое значение, а другие просто интересны сами по себе. Онлайн-занятие «Пауки и паукообразные» знакомит с особенностями паукообразных как группы, их разнообразием и удивительными свойствами. Особое внимание уделено именно паукам — ужасным, прекрасным и удивительным созданиям. |
|
|
ЭКОЛОГИЯ |
|
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ: Природа Москвы (3—5 класс) Москва — колоссальный мегаполис с огромным количеством домов и построек. Но несмотря на сплошную застройку, находится место и для зелёных зон. В Москве есть несколько лесных территорий: национальные парки, заповедники, лесопарки, среди которых Лосиный Остров, Измайлово, Кузьминки, Битца и другие. Есть водоёмы с естественными берегами, луга и пустыри. В этих местах встречаются животные и растения, которые для города, казалось бы, не свойственны, однако в Москве они сохранились. На занятиях дети узнают о жизни разных животных и растений, обитающих в лесах Москвы и по-новому откроют для себя нашу столицу с её удивительными уголками дикой природы. Первое занятие — «Ближайшие соседи». Мы привыкли воспринимать человека как угрозу для природы. Но это не совсем так. Есть множество животных и растений, которые в своей жизни тесно связаны с городом. Рядом с человеком их всегда будет больше, чем в дикой природе. И это не только домашние животные… Об особенностях жизни в большом городе и синантропных (то есть живущих рядом с человеком) животных мы расскажем на первом занятии. Второе занятие — «Дикая природа в городе». Москва — это не только каменные джунгли. В нашей столице ещё есть естественные леса, луга, водоёмы. Эти сообщества мало изменены человеком, в них сохранилась природная флора и фауна. При этом некоторые дикие животные в Москве людей боятся меньше, чем вне города, а значит, более доступны для наблюдения |
|
|
|
АНАТОМИЯ и ФИЗИОЛОГИЯ |
|
Участники познакомятся с клетками, из которых состоят все живые организмы, в том числе и мы с вами. Ведущий поможет приготовить препарат собственных клеток и изучить его под микроскопом. Школьники рассмотрят их строение и основные компоненты. Можно будет сравнить наши клетки с клетками растений, а также познакомиться с разнообразием клеток человека. |
Со словами «кости» и «скелеты» у нас связано множество неприятных ассоциаций: смерть, призраки, «весёлый Роджер». А между тем кости — это живые органы, которые растут и со временем меняются, залечивают травмы и, увы, могут болеть. Кости бережно хранят воспоминания о том, в каких условиях рос и развивался организм, чем занимался и чем болел. Именно тому, какую информацию можно получить от скелета и костей, и посвящено наше занятие. |
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ по анатомии и физиологии: Путь пирожка (3—5 класс, 8—9 классы) На первом занятии мы поговорим о питании и о том, зачем нам нужна пища, какие существуют питательные вещества (с демонстрацией качественных реакций на эти вещества), а также разберёмся с понятием «здоровое питание». Мы поговорим не только о питании человека, но и о других животных и о том, как пища определяет их образ жизни. Второе занятие посвящено строению пищеварительной системы человека. С помощью опытов мы наглядно покажем работу пищеварительных ферментов в разных её частях. Слушатели узнают о том, как люди изучали работу пищеварительной системы и как поддерживать её здоровье.
Какими свойствами обладает кровь и из чего она состоит? Почему она красного цвета? Существует ли голубая кровь? Что такое группы крови? Что заставляет кровь находиться в постоянном движении и по какому пути она движется? Чем отличаются друг от друга артерии, вены и капилляры? Вот основные вопросы, на которые даёт ответ этот цикл занятий. Первое занятие — «Клетки крови» — знакомит со строением крови. На втором занятии — «Система кровообращения» — можно узнать о том, как кровь движется по телу и как работает наше сердце.
Кто всему голова (3—5 класс, 8—9 классы): Этот цикл занятий посвящен нервной системе, которую иногда называют «гланой системой живого организма». Именно она обеспечивает согласованную работу всех органов, «устанавливает» связь организма с внешней средой. Благодаря работе нервной системы человек способен видеть и слышать, думать и говорить, запоминать и фантазировать. О том, как нервная система справляется со своими сложными и многообразными обязанностями, и пойдёт речь.
На первом занятии — «Путешествие по нервной системе», научный сотрудник расскажет о том, как устроена нервная система. На втором занятии — можно будет узнать об особенностях работы нервной системы, о том, как мы думаем, говорим, двигаемся, спим и принимаем решения. |
|
|
|
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ |
|
На занятии дети познакомятся с некоторыми веществами, их свойствами и особенностями протекания химических реакций. В ходе занятия дети увидят занимательные опыты с доступными и безопасными веществами, которые наверняка есть в каждом доме, на кухне или в аптечке. |
Научное содержание занятия основано на демонстрации и объяснении опытов и экспериментов, превращающих ряд невидимых и неосязаемых физических явлений в видимые и иногда даже в ощутимые! Это звуковые волны, атмосферное давление, магнитное поле, свет, сила трения… Человек ежечасно сталкивается с ними в своей повседневной жизни. На занятии зрители разберутся, как это работает. |
Научное содержание занятия основано на демонстрации и объяснении опытов и экспериментов, превращающих ряд невидимых и неосязаемых физических явлений в видимые и иногда даже в ощутимые! Это звуковые волны, атмосферное давление, магнитное поле, свет, сила трения… Человек ежечасно сталкивается с ними в своей повседневной жизни. На занятии зрители разберутся, как это работает. |
|
|
|
АНТРОПОЛОГИЯ |
|
На занятии речь пойдёт о людях и животных, живших в эпоху последнего оледенения (ледниковом периоде). Мы расскажем об особенностях климата того времени и типичных видах млекопитающих, входивших в состав мамонтовой фауны (вымерших и сохранившихся до настоящего времени). Что такое каменный век? Сколько центнеров весил пещерный медведь? Сколько зубов могло вырасти у мамонта? Чем орудия неандертальцев отличались от орудий человека разумного? Что такое «кухонные остатки» и в чем их ценность для науки? Об этом поговорим на занятии. А также покажем настоящие кости животных каменного века из коллекции музея:
коренной зуб мамонта, кости шерстистого носорога, черепа пещерного медведя и пещерного льва, рог первобытного бизона.
|
|
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ по антропологии: «Жизнь в каменном веке» (c 2 класса)Цикл занятий рассказывает о том, как жили и чем занимались люди каменного века. Мы расскажем о материальной культуре наших предков и продемонстрируем орудия труда и предметы повседневного быта, которые создавали эти люди. Цикл состоит из двух частей. Первое занятие — «Орудия и охота», посвящено изготовлению орудий и добыванию пищи (охоте, рыболовству и собирательству). Мы продемонстрируем каменное рубило возрастом более миллиона лет, кремнёвые отщепы и скребки, каменные и костяные наконечники стрел, рыболовные крючки, сети и другие орудия. Второе занятие — «Одежда, огонь, жилище», посвящено изготовлению одежды, разведению огня и постройке жилища. Мы покажем, как добывали огонь, строили жилище, шили одежду из шкур животных |
|
ПАЛЕОНТОЛОГИЯ |
|
Глубины морей и океанов до сих полны загадок, мы пока изучили лишь небольшую часть их обитателей. А уж что говорить о тех, кто жил в морях и океанах миллионы лет назад! Размеры современных рыб и китов далеки от размеров тех, кто населял водные просторы планеты миллионы лет назад. Дети познакомятся с палеонтологией — наукой о вымерших животных и растениях, а также узнают о том, как палеонтологи находят и изучают окаменелости. Там, где сейчас находится Москва, сотни миллионов лет назад было море. Участники занятия увидят настоящие останки доисторических животных со дна этого древнего моря, а также узнают об их потомках и родственниках, доживших до наших дней. |
|
ИСТОРИЯ МУЗЕЯ |
|
Государственный биологический музей имени К. А.Тимирязева возник на основе учебных биологических коллекций Московского городского народного университета — уникального частного учебного заведения начала XX века. Университет был доступен для всех желающих, что было необычно для того времени. Учебному заведению присвоили имя Альфонса Леоновича Шанявского — замечательного представителя российской интеллигенции. Все свои средства, заработанные на золотых приисках Сибири, он завещал на устройство общедоступного народного университета. Занятие познакомит с основателем университета Альфонсом Леоновичем Шанявским и его супругой Лидией Алексеевной, продолжателем дела своего рано умершего мужа, а также с историей самого демократичного учебного заведения — Народного университета. . |
|
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ:
Наличие большого экрана для трансляции видео (экран с проектором или смарт-доска)
Наличие колонок для трансляции звука
Наличие микрофона (в случае отсутствия микрофона свои вопросы можно будет писать в чате во время проведения занятия)
Наличие компьютера со следующими характеристиками:
- Установлена одна из следующих операционных систем: Windows 7, Mac OS X 10.7, Ubuntu 10 или их более поздние версии.
-
Установлена последняя версия браузера Google Chrome, Firefox, Microsoft Edge или Safari.
-
Наличие интернет-подключения со скоростью не меньше 5 Мбит/с.
Мы также рекомендуем подключаться к Интернету с помощью кабеля, а не по беспроводному соединению.
* Продажу билетов на сайте музея осуществляет сервис электронного учета и продажи билетов ООО «АйТи Структура» (www.listim.com). По техническим вопросам, а также по вопросам возврата билетов следует обращаться в службу технической поддержки сервиса info@listim.com, 8 (800) 777-20-31. Правила возврата билетов можно посмотреть тут