История
Биологический музей имени К.А.Тимирязева был открыт в 1922 году как учебный музей при Коммунистическом университете им. Я.М.Свердлова.
Однако возник он отнюдь не на пустом месте. Основой для создания Биологического музея послужили «Музей живой природы» и учебные коллекции Московского городского (народного) университета имени А.Л.Шанявского. Этот университет был открыт в 1908 г. на средства, оставленные по завещанию богатого золотопромышленника Альфонса Леоновича Шанявского. Он являлся самым демократическим учебным заведением того времени, так как давал возможность получить образование всем желающим, независимо от пола, вероисповедания, сословной принадлежности и наличия гимназического аттестата. В нем преподавали многие профессора, ушедшие в 1911 г. из Московского императорского университета в знак протеста против политики правительства. Среди них были такие выдающиеся ученые, как создатель учения о биосфере геохимик В.И.Вернадский, один из основателей русского воздухоплавания математик С.А.Чаплыгин, физик П.Н.Лебедев, химик-органик Н.Д.Зелинский, геолог А.Е.Ферсман, историк и археолог Ю.В.Готье, психолог и педагог П.П.Блонский, поэт и литературовед В.Я.Брюсов, биологи К.А.Тимирязев, Н.М.Кулагин, Н.К.Кольцов. Располагался университет Шанявского на Миусской площади.
Организатором и первым директором Биологического музея стал Борис Михайлович Завадовский, крупный специалист в области физиологии, эндокринологии и биологии развития, впоследствии академик ВАСХНИЛ. Еще в 1913-1915 гг., одновременно с учебой на естественном отделении Московского университета, он прошел курс обучения на двухгодичном практикуме в лаборатории экспериментальной биологии при университете имени Шанявского, которой руководил один из основателей российской школы молекулярной биологии и генетики Николай Константинович Кольцов. С практикума в этой лаборатории начиналась научная биография таких будущих светил отечественной науки, как С.Н.Скадовский, В.А.Энгельгардт , А.С.Серебровский , Н.В.Тимофеев-Ресовский, В.Ф.Натали и других. Начиная с 1915 г. Борис Михайлович сам стал вести занятия на курсах при этом университете в качестве ассистента у А.Л.Бродского.
Позднее, в 1923 году, он прошел трехмесячную стажировку в лаборатории выдающегося физиолога, первого русского Нобелевского лауреата, академика Ивана Петровича Павлова. Работа по созданию нового музея началась осенью 1920 года, когда Б.М.Завадовский был приглашен на должность профессора, заведующего кафедрой биологии Коммунистического университета. Основой послужили «Музей живой природы» доцента А.Л.Бродского, коллекция анатомических и зоологических препаратовпрофессора Д.Ф.Синицына , коллекции «Кружка по изучению фауны и флоры» и ряд других учебных коллекций университета Шанявского. Весной 1921 г. под музей было выделено два зала в университетском здании на Миусской площади. Решение президиума Совета университета об его учреждении было принято 24 апреля, а официальное открытие состоялось на торжественном собрании студентов и преподавателей 7 мая 1922 года. Тогда же он получил имя Климента Аркадьевича Тимирязева, которого Б.М.Завадовский считал одним из своих учителей по университету Шанявского.
Б.М.Завадовским вместе с сотрудниками были сформулированы основные принципы деятельности нового музея:
- это не «вещевой», а проблемный музей, демонстрирующий основные обобщающие проблемы всех важнейших направлений биологии и объединенный эволюционной идеей;
- это музей-лекторий, предназначенный для получения широкого биологического образования и ориентированный в первую очередь на студентов и школьников;
- это музей-лаборатория, где сотрудники проводят экспериментальные научные работы, а посетители принимают участие в постановке физиологических опытов;
- большинство разделов экспозиции направлено на изучение жизнедеятельности организма, поэтому многие лекции и лабораторные работы сопровождаются демонстрацией живых растений и животных.
Вскоре Биологический музей перерос рамки учебного музея и в 1926 г. получил статус самостоятельного государственного учреждения, подчиненного Ученому комитету при ЦИК СССР. В начале 30-х годов был подготовлен проект его преобразования в Центральный Биологический музей и строительства комплекса зданий на Воробьевых горах, однако этот проект так и не был осуществлен. Вместо этого музей был переведен во временное помещение на Кузнецком мосту, в нижнем этаже дома № 7. И только в конце 1934 г., по ходатайству А.М. Горького, он получил в распоряжение комплекс зданий на Малой Грузинской улице, дом № 15.
Эти здания в "русском стиле" были построены для размещения большой частной коллекции известного московского собирателя и коллекционерая Петра Ивановича Щукина. Здание в глубине двора (сейчас это административный корпус музея) построено в 1892-93 гг. архитектором Б.В.Фрейденбергом, здание, фасадом выходящее на улицу (экспозиционный корпус), в 1897-98 гг. А.Э.Эрихсоном, одноэтажное здание бывшего музейного склада - в 1904 г. Ф.Н.Кольбе. В 1905 г. П.И.Щукин передал свои коллекции вместе со зданиями Историческому музею, оставив за собой право быть пожизненным хранителем созданного им "Музея российских древностей". Однако после его смерти в 1912 г. собрание было расформировано и перевезено в запасники Исторического музея, а здания несколько раз меняли владельцев, прежде чем в них переехал Биологический музей. В этих помещениях он и размещается до настоящего времени. В 1995 г. указом президента весь комплекс зданий был объявлен памятником архитектуры и градостроительства федерального значения.
В довоенный период совместно с Б.М.Завадовским в Биологическом музее работал целый ряд известных биологов: ботаников, зоологов, физиологов, эволюционистов.
В разработке концепции музея-лаборатории активно участвовал заведовавший отделом ботаники в 1925-31 гг. профессор Николай Петрович Кренке. Это был крупный ученый, выдвинувший оригинальную теорию циклического старения и омоложения растений, автор фундаментальных монографий: « Хирургия растений», «Химеры растений», «Регенерация растений», «Трансплантация растений» и других, получивших высокую оценку в научном мире. Под его руководством была создана музейная экспозиция нового типа, включающая демонстрацию живых растений. Организованная им Лаборатория фитоморфогенеза позднее вошла в состав Биологического отделения Академии наук.
Другим ученым, вложившим много труда в создание и развитие музея, был профессор Владимирович Властов, с 1928 по 1938 год работавший заведующим эволюционным отделом и заместителем директора. Он был соучеником философа А.Ф.Лосева, близко знаком по работе в Пермском университете с такими известными деятелями науки, как профессора А.А.Любищев и Д.А.Сабинин, академики В.Н.Беклемишев, Ю.А.Орлов, Л.А.Зенкевич, член-корреспондент АМН П.Г.Светлов. Уйдя из музея, Б.В.Властов возглавил кафедру дарвинизма в Военно-Ветеринарной академии, а позднее перешел на работу в Московский университет.
Во второй половине 30-х годов эволюционным отделом руководил профессор Александр Александрович Парамонов, позднее заведовавший кафедрой зоологии и паразитологии Ветеринарной академии и кафедрой дарвинизма Московского университета, автор вузовских учебников «Основы дарвинизма» и «Курс дарвинизма».
В организации основного, эволюционного отдела и в построении занимавшего важное место в экспозиции «эволюционного дерева животных» принимал участие Петр Петрович Смолин, работавший в Биомузее в 1921-22 гг. Впоследствии он стал главным хранителем Дарвиновского музея и руководителем кружка юных натуралистов при Всероссийском обществе охраны природы, воспитавшим целую плеяду современных биологов.
В разные годы в музее работали профессора Г.Г.Боссе, А.М.Быховский, Г.П.Барабаш, Л.В.Бойцов, доценты В.Г.Колесов, В.А. Обыденнов, Н.А.Блукет, кандидаты биологических наук Н.И.Дубровицкая, Е.И.Бельская, А.С.Серейский, В.М.Катунский, И.А.Тагмазьян, Е.П.Розен, Н.Г.Залкинд, Л.Д.Петкевич, С.Б.Каден и многие другие.
Сотрудниками музея Ф.Ф.Дучинским, С.Е.Фаермарк, Е.А.Какушкиной были написаны и защищены докторские диссертации в различных областях биологии. В создании экспозиций по происхождению и эволюции растений, животных и человека активно помогали своими консультациями члены Ученого совета музея, профессора К.И.Мейер и М.И.Голенкин (ботаника), Б.С.Матвеев и А.Н.Дружинин (зоология), Я.Я.Рогинский (антропология).
В 1938 г., в связи с ликвидацией Ученого комитета при ЦИК СССР, директор музея академик Б.М.Завадовский обратился в президиум Академии наук с ходатайством о передаче Биомузея в систему Академии. Однако в этом ходатайстве ему было отказано, и он был передан в подчинение Наркомпроса. Наряду с серьезными научными исследованиями, в музее главное внимание уделялось пропаганде биологических знаний среди молодежи. Для этой цели использовались самые разнообразные формы работы: учебные экскурсии, выездные лекции, лабораторные занятия по физиологии животных и растений. В 1925-30 гг. сотрудники Биомузея стали инициаторами создания живых уголков природы в скверах и парках Москвы. Начиная с 1928 года в Центральном парке культуры и отдыха имени А.М.Горького стали проводить демонстрации физиологических опытов, а затем совместно с другими музеями и институтами был организован летний выставочный павильон, который ежегодно посещало около 100 тысяч человек. В 1939-41 гг. такие же павильоны с эволюционными экспозициями были организованы в Сокольническом и Краснопресненском парках культуры и отдыха. Были созданы многочисленные выставки-передвижки, демонстрировавшиеся в рабочих клубах и на предприятиях Москвы, а также в различных районах Московской области. Музейные мастерские изготавливали препараты и экспонаты для школ, институтов и отделов природы краеведческих музеев. При Биомузее работали различные юннатские кружки, в которых занималось более 100 ребят. Работа юннатов по изучению роли муравьев в защите леса от вредителей, проделанная под руководством сотрудника музея Б.С.Щербакова, создавшего первый инсектарий в Московском зоопарке, демонстрировалась в 1939-41 гг. на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и была награждена дипломом I степени.
Великая Отечественная война прервала работу музея. Большинство сотрудников добровольно ушли на фронт и многие из них не вернулись, коллекции были эвакуированы, а в зданиях разместились госпиталь и курсы по подготовке младшего и среднего медперсонала, на которых за годы войны было обучено около 10 тысяч фельдшеров и медицинских сестер. В этой работе участвовали сотрудники физиологического отдела и использовалась часть экспозиции по анатомии и физиологии человека. С осени 1943 года оставшиеся в Москве и возвратившиеся из эвакуации сотрудники возобновили чтение лекций в госпиталях и на призывных пунктах, организовали несколько выставок, которые демонстрировались в Парке культуры имени Горького и в парке Сокольники.
Вновь получить свои здания музею удалось только в декабре 1946 года, и сразу началась работа по развертыванию экспозиции, которая была проделана всего за пять месяцев. 7 мая 1947 года состоялось торжественное заседание и научная сессия Биомузея, посвященные 25-летию со дня основания и возобновлению его деятельности. Для посетителей были открыты все 11 имевшихся тогда залов.Большое внимание в новой экспозиции уделялось достижениям классической генетики, а также вопросам теории эволюции, физиологии животных и растений.
Августовская сессия ВАСХНИЛ 1948 года, нанесшая тяжелый удар по отечественной биологии, не могла не сказаться и на деятельности Биологического музея. Директор музея академик Б.М.Завадовский еще в 1930-х годах принимал активное участие в дискуссиях по различным вопросам теории эволюции и генетики. Первоначально он, так же как и академик Н.И.Вавилов, поддержал молодого энергичного выдвиженца Т.Д.Лысенко. Однако когда Лысенко начал насаждать так называемый «творческий дарвинизм», проявив полное невежество в вопросах теоретической биологии, Завадовский резко выступил против него. На августовской сессии он оказался одним из немногих среди выступавших, кто открыто выразил свое несогласие с Лысенко и попытался защитить генетиков от нападок и шельмования. В результате он был немедленно отстранен от заведования кафедрой экспериментальной биологии и дарвинизма в Московском городском педагогическом институте, снят с поста председателя Всероссийского общества эндокринологов и директора Биологического музея «за распространение менделизма-морганизма». Сразу после этого Б.М.Завадовский тяжело заболел и в марте 1951 г. скончался в возрасте 56 лет. Вместе с директором были уволены и некоторые сотрудники музея с формулировкой, не позволявшей им заниматься научной работой. Только что построенная основная экспозиция по настоянию ближайшего помощника Т.Д.Лысенко и главного идеолога борьбы с генетикой, как “лженаукой“, И.И.Презента была закрыта, а ее генетический раздел демонтирован и заменен показом достижений так называемой «мичуринской биологии». Были уничтожены многие экспонаты и часть музейного оборудования. При этом сильно пострадали интерьеры, созданные еще при Щукине. Переделанные таким образом залы открылись для посетителей лишь в 1954 году. И только в конце 60-х годов генетика вновь заняла свое законное место в музее.
Несмотря на тяжелое положение в биологической науке, музей не утратил связей с научно-исследовательскими институтами и лабораториями и продолжал оставаться центром пропаганды биологических знаний. Большая заслуга в этом принадлежит заслуженному работнику культуры РСФСР Ивану Петровичу Кряжину, возглавлявшему музей с 1949 по 1970 год. Он старался сохранить лучшие традиции, заложенные при Завадовском, и оказать поддержку сотрудникам, пришедшим в музей после разгрома ряда научно-исследовательских институтов. При нем были построены оранжерея и здание, где сейчас размещается отдел фондов. Благодаря большой собирательской работе сотрудников, активным контактам с государственными организациями и частными коллекционерами, фондовые коллекции значительно увеличились. Музей пополнился крупными коллекциями: муляжей плодов разных сортов плодово-ягодных культур, антропологических реконструкций М.М.Герасимова, тушек птиц Е.П.Спангенберга, уникальными экспонатами, демонстрирующими результаты операций по пересадке органов, проведенных В.П.Демиховым и А.Г.Лапчинским.
В этом музею содействовали члены Ученого совета профессора Н.Н.Плавильщиков, С.С.Туров, Б.А.Кузнецов, К.К.Флеров, М.М.Герасимов, академик А.И.Опарин, консультировавшие разработку и создание новых разделов экспозиции.
В 1950-х годах были продолжена традиция проведения ежегодных выставок в летнем выставочном павильоне ЦПКиО имени Горького.
В середине 60-х годов музей добился возвращения помещений цокольного этажа экспозиционного корпуса, которые сразу были оборудованы под выставочные залы. Теперь музей получил возможность проводить в них по нескольку выставок за год независимо от сезона.Одной из наиболее популярных среди москвичей стала ежегодная выставка-конкурс гуппи и других аквариумных рыб, инициатором проведения которой был научный сотрудник М.Н.Ильин, автор широко известной среди аквариумистов книги по аквариумному рыбоводству. Тогда же стали проводиться ежегодные выставки «Удивительное в камне», организуемые секцией минералогии Московского общества испытателей природы. Большой интерес у посетителей вызывал наш живой уголок, располагавшийся на участке между зданиями, рядом с оранжереей, где также проводились экскурсии.
Дальнейшее развитие науки требовало, чтобы и музейная экспозиция соответствовала современному уровню. В 1970-80-х годах большинство залов основной экспозиции было перестроено с учетом новых достижений в биологии. Совместные усилия экспозиционеров, художников, макетчиков, таксидермистов позволили каждому из них придать свой неповторимый облик. Особенно украсил музей целый ряд диорам, созданных творческой группой под руководством народного художника РСФСР Е.И.Дешалыта. В дополнение к ним в экспозицию было включено большое число биогрупп с животными, изготовленныхтаксидермистами Н.К.Назьмовым, В.Н.Даниловым, Г.И. Бычковым, В.А.Хреновым, Е.Б.Антоновой и другими.
При этом музей оставался действующим и продолжал в полном объеме свою экскурсионную и лекционную работу. В этот период его возглавляли директора Э.В.Абакумова (с 1970 по 1981 год), заслуженный работник культуры РФ С.А.Кулешова (с 1981 по 1986 год), В.А.Иванова (с 1986 по 1992 год), заслуженный работник культуры РФ И.В.Поликарпова (с 1992 по 1999 год), заслуженный работник культуры Е. А. Чусова (с 2000 по 2017 год), к. б. н. М. В. Рахчеева (с 2017 по 2021 год). С 2021 года директором музея является Игорь Степанович Рябоконь.
Сегодня, как и раньше, пропаганда научных знаний и воспитание нравственных принципов в отношениях человека с природой продолжает оставаться главной задачей в деятельности Биологического музея, функционирующего как научно-образовательный и художественно-эстетический центр «Человек и природа». Он собрал вокруг себя людей с самыми разными интересами, объединенных любовью к природе. С конца 1980-х годов при музее стали работать различные клубы и кружки: Московское общество любителей камня, клуб любителей комнатных растений «Биофитум», Московский клуб любителей кактусов, Московское общество любителей орхидей, лекторий по фитодизайна «Вторая жизнь растений», палеонтологический кружок, возникло постоянное сотрудничество с юношеским геолого-палеонтологическим клубом «Романтик» и Московской городской станцией юных натуралистов. C 1987 года почти ежегодно стали проводиться выставки московских художников-анималистов.
В 1997 году была создана «Комната открытий» – первая в России интерактивная экспозиция по биологии. Здесь посетители всех возрастов могут потрогать и взять в руки различные предметы, попробовать на вкус экзотические фрукты, определить по запаху пряности, измерить свой рост и вес, рассмотреть под микроскопом мелкие природные объекты и под руководством научного сотрудника выполнить специально разработанные задания.
Весной 2000 г. получила новое художественное оформление экспозиция “Подводный мир в волшебных шарах”, демонстрирующая уникальную технологию, которая позволяет полностью сохранить прижизненную окраску морских и пресноводных организмов – рыб и беспозвоночных животных. В начале учебного года была открыта специальная комната для проведения практических и лабораторных занятий, оснащенная современным оборудованием и новой микроскопической техникой. В течение последних двух лет была полностью перестроена и заново оборудована оранжерея, что позволяет теперь круглый год использовать живую экспозицию с экзотическими растениями для демонстрации посетителям и проведения ботанических экскурсий. На прилегающих к зданиям участках сейчас создается открытая ландшафтная экспозиция с небольшим водоемом, альпийскими горками, дендрарием, где также предполагается проведение экскурсий.
В течение нескольких последних лет в музее прошел ряд фондовых выставок экологической направленности: «Птицы России», «Природа Подмосковья», «Фантазии дикой природы», «Животные строят», а также совершенно новые по своему содержанию и художественному решению выставки: «Прогулки с Пушкиным или Природа глазами поэта» (к 200-летию А.С.Пушкина, 1999 г.) и «Песнь русской охоты» (совместно с дизайн-студией «Зили», январь 2000 г.).
Наши экспонаты неоднократно демонстрировались за рубежом. На международных выставках «Дарвин и дарвинизм» (1994 г.) и «Новый человек» (1999 г.), проходивших в Музее гигиены в г. Дрездене (Германия), они вызвали огромный интерес.
В последние годы в работе с посетителями, помимо очень разнообразных по тематике экскурсий и лекций, появилось много нового. Это программа выходного дня «Семья в музее», включающая биологическую игру «Семейный лабиринт»; это несколько различных циклов занятий по абонементам для младших школьников под общим названием: «Знакомьтесь – музей»; это новые познавательные экскурсии для дошкольников и младших школьников, включающие демонстрацию видеофильмов о природе; это факультативные занятия для старшеклассников, лекции для студентов МГУ, РГГУ и других московских ВУЗов, для слушателей институтов усовершенствования учителей; это работавшие в течение 5 лет курсы по биологии для подготовки абитуриентов в ВУЗ и многое другое.
С осени 1998 г. возобновлена старая традиция чтения лекций для учителей Москвы по наиболее актуальным проблемам современной биологии. В этой программе под названием: “От науки до школы – через музей” участвуют известные ученые, ведущие специалисты из различных научно-исследовательских учреждений Российской академии наук.
К юбилеям выдающихся ученых-биологов Н.И.Вавилова, С.С.Четверикова, Н.В.Тимофеева-Ресовского, М.М.Завадовского и ряда других были подготовлены выставки, рассказывающие об их жизни и деятельности. Во время их проведения были организованы “круглые столы” и
научные конференции с участием их учеников, представителей научной и педагогической общественности Москвы. Сотрудники музея продолжают вести научные исследования в различных областях биологии, а также в музееведении и педагогике. Их результаты находят отражение в докладах на российских и международных конференциях, в регулярно публикуемых статьях в отечественных и зарубежных научных журналах, в защите диссертаций.
По-прежнему ведется интенсивная собирательская работа. В последние годы музейные фонды пополнились крупными коллекциями раковин тропических моллюсков, кораллов, насекомых (включающих типовые экземпляры и редкие виды), муляжей грибов, птичьих гнезд и кладок, скелетом вымершей Стеллеровой коровы, значительным количеством интересных ботанических, зоологических и палеонтологических экспонатов, редкими книгами, картинами и гравюрами. Продолжается пополнение научной библиотеки и архива, где хранятся книги с автографами, принадлежавшие крупным ученым-биологам. Крайне важным для музея событием стало поступление в наше распоряжение личного архива и библиотеки академика Б.М.Завадовского, переданных его дочерьми.
Музейная экспозиция постоянно изменяется: завершено строительство зала "Развитие органического мира Земли" с красочными макетами древних ландшафтов, ископаемыми животными и растениями; разрабатываются проекты ряда новых интересных экспозиций, которые, как мы надеемся, смогут привлечь посетителей своим высоким научным уровнем и современным художественным решением.
Государственный Биологический музей имени К.А.Тимирязева за 85-летний период своего существования прошел длинный и непростой путь. Однако он всегда был интересен для посетителей своим неповторимым своеобразием. Его история, кратко изложенная в этом очерке, в значительной степени является отражением всего пути развития отечественной биологии в течение ХХ столетия. Она может служить примером того, как тесно переплетаются проблемы науки, культуры и образования, нашедшие свое выражение в деятельности нашего музея.
История здания
«На окраине Москвы, за Пресненскими прудами, в Грузинах… в глубине обширного двора, при доме г. Щукина, воздвигнуто среди зелени здание в 2 этажа, один вид которого переносит в далекие до-Петровские времена…» Пыпин А.Н. Щукинский музей в Москве / Вестник Европы, 1895, № 11, с. 435.Именно такими словами начинается статья, написанная почти 120 лет назад и посвященная музею, расположившемуся в стенах городской усадьбы на Малой Грузинской улице в Москве. За более чем вековую историю усадьба сменила нескольких владельцев. Но имя ее основателя навсегда запечатлено в истории нашего государства. Петр Иванович Щукин – крупнейший коллекционер России второй половины XIX века, купец, меценат, потомственный почетный гражданин, действительный статский советник, а также создатель частного музея «Российских древностей».
Страсть к коллекционированию пришла к Петру Ивановичу еще в ранней молодости, а позднее стала делом жизни. Он приобретает произведения искусства. Сначала его страстью становятся произведения восточных мастеров, параллельно он занимается коллекционированием памятников западноевропейского искусства. Но со временем изюминкой его коллекции становятся предметы древнерусского быта и искусства, которые позднее лягут в основу коллекции частного музея «Российских древностей». Музейные коллекции требуют размещения.
В 1891 г. П.И.Щукин покупает участок земли на Малой Грузинской улице с двумя деревянными домами. Уже через год по приглашению П.И.Щукина архитектор Б.В.Фрейденберг возводит «сказочный терем», который позже назовут «старым музеем» (в наши дни это административный корпус музея). Дом воссоздавал облик древнерусской архитектуры. Многие элементы внутреннего убранства и внешнего декора были скопированы с памятников русской архитектуры XVII века. С 1895 года музей открыт для свободного посещения, причем владелец усадьбы сам давал пояснения и комментарии к своей коллекции. Коллекция прославилась своей многогранностью: в ней представлены оружие, ткани, ковры, картины, гравюры, церковная утварь, посуда и драгоценности. Самостоятельно выделялась библиотека. В музее работали над своими произведениями известнейшие художники того времени – А. Васнецов, В. Серов, В.Суриков.
Постепенно стены музея становятся тесны для постоянно разрастающейся коллекции и уже в 1898 г. архитектором А.Э.Эрихсоном осуществлено строительство второго здания – Нового музея (в наши дни экспозиционный корпус). Оба здания соединяются подземным туннелем. Строительство усадебного комплекса завершается лишь в 1905 г., когда на территории возводится одноэтажный музейный склад – архив музея (в наши дни здание принадлежит сторонней организации) по проекту архитектора Ф.Н.Кольбе.
В 1905 г. П.И. Щукин пожертвовал свою коллекцию вместе с землей и недвижимым имуществом Историческому музею. С тех пор музей стал называться отделением Императорского Российского Исторического Музея имени императора Александра III – Музеем П.И.Щукина. На момент передачи коллекция превышала все фонды Исторического музея. Бывший владелец до конца жизни оставался хранителем собрания, пополнял коллекцию и издавал описи ее отдельных частей. В 1912 г. после смерти П.И.Щукина музей прекратил свое существование, коллекции постепенно перевозились в Исторический музей. А усадьба продолжала жить своей новой жизнью…
Еще некоторое время комплекс зданий принадлежит миру музеев. С 1923 по 1924 г.г. в нем хранились фонды Музея Старой Москвы, затем размещался Музей Центральной Промышленности области. В 1928 г. по злому року судьбы усадьба передается для размещения студенческого общежития. И лишь в 1934 г. по ходатайству М.Горького два здания усадьбы из трех вновь принимают в свои стены музей – Государственный Биологический музей им. К.А.Тимирязева. Лишь в 1995 г. музейному комплексу на Малой Грузинской официально присваивается статус памятника градостроительства и архитектуры федерального значения.
Усадьба при первом владельце П.И.Щукине включала в себя не только 3 основных здания и хозяйственные постройки, но и оранжерею, и большой приусадебный участок. В начале прошлого века на ее территории выращивалось около 250 плодовых, декоративных деревьев и кустарников, 12500 травянистых растений, в оранжерее насчитывалось различных 2318 представителей флоры. Растения из оранжереи служили украшением экспозиционных залов музея. В 1930-40 гг. планировочная структура усадьбы была частично утрачена. Но и в наши дни существует оранжерея, открытая для посетителей, а на приусадебных участках формируются коллекции растений Красной книги Москвы, лекарственных растений Подмосковья, декоративных видов.