Доступная среда
Уже много лет наш музей обслуживает посетителей с ограниченными возможностями (слабослышащие, слепые и слабовидящие, с нарушениями умственного развития и аутизмом, с отдельными формами нарушения опорно-двигательного аппарата). Единственная категория инвалидов, которую, к сожалению, не может принять музей на основной экспозиции – это инвалиды-колясочники.
Музей расположен в здании старинной усадьбы П.И. Щукина, которое является памятником архитектуры Федерального значения. В связи с этим перестройка здания и его адаптация для посещения людьми в инвалидных колясках исключена. Ежегодно биологический музей принимает до 50 организованных групп (более 1000 человек) инвалидов, большинство из которых – дети. При этом не учитывается число посетителей-инвалидов, посещающих музей в свободном режиме. Музей имеет многолетний опыт сотрудничества со школами-интернами, центрами реабилитации, школами коррекции.
Сертификат доступности музея
Экскурсии, адаптированные для инвалидов:
— с нарушением слуха:
-
доступны все экскурсии если в группе есть сурдопереводчик.
Список экскурсий для младших и старших школьников
— с нарушением опорно-двигательного аппарата:
-
Доступны все экскурсии. На экскурсиях «Смотри в оба!» и в оранжерее посетители слушают экскурсию стоя. Экскурсии на экспозиции «Красная книга города Москвы» и в оранжерее проводятся для инвалидов-колясочников.
Список экскурсий для младших школьников
Список экскурсий для старших школьников
— с нарушением зрения:
-
Удивительное в мире растений
-
Экскурсия рассчитана на школьников любого возраста и представляет собой «путешествие» по всему миру в поисках необычных, удивительных, поражающих воображение растений. Деревья-исполины; растения с громадными листьями, гигантскими цветками, причудливыми плодами и семенами; растения-подушки; чемпионы по скорости роста; насекомоядные растения — с ними знакомятся учащиеся в ходе этой экскурсии. Слушатели-путешественники побывают в тропических лесах и болотах, в африканских саваннах и азиатских пустынях.
На экскурсии научные сведения по морфологии, анатомии и экологии растений подаются в художественной форме, увлекательно, поэтому экскурсия вызывает живой интерес. Используется демонстрационный и иллюстративный материал.
На экскурсии используются натуральные предметы, которые может взять в руки, ощупать каждый школьник. Есть выездной вариант.
Растения на службе человека
-
Экскурсия предназначена для учащихся 5-6 классов
Она рассказывает о растениях, которые использует человек — пищевых, волокнистых, лекарственных. Тайны, загадки и чудеса культурных растений раскрываются подчас самым неожиданным образом. Что делают из мягкой, а что из твёрдой пшеницы? Почему рожь очень вынослива? Отчего так всемогущ овёс? Хлеб, взлетающий под облака, любимица Мексики, белоснежный хлеб, каша и веник в одном лице. Что ели на Руси, когда не было картошки? Почему «помидор» в переводе с французского — это «золотое яблоко»? Отчего огурцы бывают горькими? Из каких растений получают душистые масла? Многоликая капуста, «лук от семи недуг», тайна красавца граната, секреты лимона, загадки абрикоса — об этом и многом другом расскажет экскурсия «Растения на службе человека».
Грибы
-
Экскурсия рассчитана на учащихся начальной школы.
Можно ли считать грибы растениями? Что у грибов скрывается в почве? Сколько живут разные грибы? Гиганты и карлики в царстве грибов, грибы-целители и грибы-вредители сельского хозяйства, грибы — санитары леса и возбудители болезней, съедобные и ядовитые грибы — обо всём этом расскажет эта экскурсия.
Паразиты человека
-
Экскурсия знакомит с основными паразитарными заболеваниями человека, а также с мерами профилактики этих заболеваний. Акцент сделан на те заболевания, которые распространены на территории России. Отражены основные способы заражения: через грязные руки, еду и питье, купание в неположенном месте, во время прогулки в лесу.
Загадки леса
-
Много самых разных животных живёт в наших лесах. Встретить их сложно, но оставленные ими следы открывают много интересных подробностей из жизни лесных обитателей — зверей, птиц, насекомых. Следы этих животных можно изучать как летом, так и зимой. Занятие посвящено знакомству с различными следами жизнедеятельности лесных животных (отпечатки на снегу, погрызы, помёт, ходы в древесине и многое другое). Занятие рассчитано на посетителей любого возраста и уровня подготовки, проходит в форме диалога. Демонстрируются слайды и натуральные объекты. У этого занятия есть вариант «Загадки зимнего леса», где внимание акцентируется на тех следах жизнедеятельности, которые можно увидеть зимой в лесу.
«Одежды» животных
-
Занятие делится на две части.
Сначала демонстрируется компьютерная презентация, знакомящая с покровами разного назначения (защита от холода, механических воздействий, маскировка, отпугивание, передача сигналов) у животных разных систематических групп (звери, птицы, рептилии, амфибии, рыбы, членистоногие, моллюски, иглокожие и другие). Отдельно рассматриваются процесс линьки и дополнительные покровы.
После презентации проводится практическая часть занятия. Участники изучают образцы покровов разных животных, пробуют определить (с наводящими вопросами ведущего), какому животному принадлежит, например, фрагмент шкуры, оперения, раковина и тому подобное. Если численность группы не превышает 15 человек, проводится игра «Одень животное»: участники, по очереди получая образцы покровов, находят их обладателей среди животных, чьи фотографии лежат на столе.
Загадки моря
-
Занятие посвящено обитателям морей и океанов, стихии, которая до сих пор остается наименее изученной. Рассказ об этих животных сопровождается показом натуральных экспонатов, которые каждый может изучить и внимательно рассмотреть, а заодно и узнать ответы на разные вопросы: например, сколько животных поселилось на раковине морского гребешка, почему в раковине слышно море, что за таинственное существо сплело клубок из трубок и тому подобное.
Жизнь в каменном веке
-
В каменном веке ведение хозяйства требовало особых навыков, инструментов и бесконечного запаса терпения, так как занимало уйму времени. А иногда было сопряжено со смертельной опасностью. Как же жили древние люди? Ответим сразу — очень непросто!
О чём говорят кости
-
В детективах и приключенческих романах часто можно встретить фразу «Мёртвые не болтают». Несмотря на это утверждение, опытному специалисту кости человека могут рассказать очень и очень многое.
На занятии узнаете, как по костям человека можно узнать пол и возраст их обладателя, понять, чем он болел при жизни, чем питался и даже как выглядел. Занятие включает работу с натуральными скелетами животных и человека и их частями.
— с ментальными нарушениями, в том числе аутизмом (экскурсии могут быть упрощены до уровня умственного развития, соответствующего 6-7 годам):
-
Паразиты человека
-
Экскурсия знакомит с основными паразитарными заболеваниями человека, а также с мерами профилактики этих заболеваний. Акцент сделан на те заболевания, которые распространены на территории России. Отражены основные способы заражения: через грязные руки, еду и питье, купание в неположенном месте, во время прогулки в лесу.
Удивительный мир животных
-
Наши соседи по планете – многочисленные животные – насчитывают свыше 1,5 миллионов современных видов. С разнообразием животного царства знакомит школьников экскурсия. Во время экскурсии перед школьниками предстанут самые разнообразные животные, населяющие моря и сушу, поднявшиеся в небо и ушедшие вглубь почвы, друзья и враги человека.
Крылья, лапы и хвосты
-
Звери и птицы — одни из наиболее знакомых всем групп животных, но многие ли знают, какие птицы и млекопитающие населяют наши леса, обитают в степях и пустынях, живут в тропиках и за полярным кругом? Об обитателях различных ландшафтов, их образе жизни и повадках пойдёт речь на экскурсии. Экскурсия сопровождается прослушиванием голосов птиц.
Долгий путь от рыбы до человека
-
Миллионы лет потребовались, чтобы от первых хордовых животных в результате эволюции произошли рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие. В ходе экскурсии школьники узнают, как появились на нашей планете современные позвоночные животные, в чём уникальность каждой группы и что у них общее. Ребята выяснят много нового о биологии этих животных и о том, какие приспособления у них есть для выживания в различных местообитаниях.
Загадки леса
-
Много самых разных животных живёт в наших лесах. Встретить их сложно, но оставленные ими следы открывают много интересных подробностей из жизни лесных обитателей — зверей, птиц, насекомых. Следы этих животных можно изучать как летом, так и зимой. Занятие посвящено знакомству с различными следами жизнедеятельности лесных животных (отпечатки на снегу, погрызы, помёт, ходы в древесине и многое другое). Занятие рассчитано на посетителей любого возраста и уровня подготовки, проходит в форме диалога. Демонстрируются слайды и натуральные объекты. У этого занятия есть вариант «Загадки зимнего леса», где внимание акцентируется на тех следах жизнедеятельности, которые можно увидеть зимой в лесу.
«Одежды» животных
-
Занятие делится на две части.
Сначала демонстрируется компьютерная презентация, знакомящая с покровами разного назначения (защита от холода, механических воздействий, маскировка, отпугивание, передача сигналов) у животных разных систематических групп (звери, птицы, рептилии, амфибии, рыбы, членистоногие, моллюски, иглокожие и другие). Отдельно рассматриваются процесс линьки и дополнительные покровы.
После презентации проводится практическая часть занятия. Участники изучают образцы покровов разных животных, пробуют определить (с наводящими вопросами ведущего), какому животному принадлежит, например, фрагмент шкуры, оперения, раковина и тому подобное. Если численность группы не превышает 15 человек, проводится игра «Одень животное»: участники, по очереди получая образцы покровов, находят их обладателей среди животных, чьи фотографии лежат на столе.
Наш общий дом
-
На экскурсии рассказывается об очень непростых взаимоотношениях человека и природы. Человек, сам являясь частью природы, вмешивается в жизнь практически всех природных сообществ. Каковы последствия этих воздействий и что необходимо делать, чтобы как можно меньше вредить природе и, в конечном счёте, самим себе — об этом узнают школьники на экскурсии.
Удивительное в мире растений
-
Экскурсия рассчитана на школьников любого возраста и представляет собой «путешествие» по всему миру в поисках необычных, удивительных, поражающих воображение растений. Деревья-исполины; растения с громадными листьями, гигантскими цветками, причудливыми плодами и семенами; растения-подушки; чемпионы по скорости роста; насекомоядные растения — с ними знакомятся учащиеся в ходе этой экскурсии. Слушатели-путешественники побывают в тропических лесах и болотах, в африканских саваннах и азиатских пустынях.
На экскурсии научные сведения по морфологии, анатомии и экологии растений подаются в художественной форме, увлекательно, поэтому экскурсия вызывает живой интерес. Используется демонстрационный и иллюстративный материал.
На экскурсии используются натуральные предметы, которые может взять в руки, ощупать каждый школьник. Есть выездной вариант.
Грибы
-
Экскурсия рассчитана на учащихся начальной школы.
Можно ли считать грибы растениями? Что у грибов скрывается в почве? Сколько живут разные грибы? Гиганты и карлики в царстве грибов, грибы-целители и грибы-вредители сельского хозяйства, грибы — санитары леса и возбудители болезней, съедобные и ядовитые грибы — обо всём этом расскажет эта экскурсия.
Растения на службе человека
-
Она рассказывает о растениях, которые использует человек — пищевых, волокнистых, лекарственных. Тайны, загадки и чудеса культурных растений раскрываются подчас самым неожиданным образом. Что делают из мягкой, а что из твёрдой пшеницы? Почему рожь очень вынослива? Отчего так всемогущ овёс? Хлеб, взлетающий под облака, любимица Мексики, белоснежный хлеб, каша и веник в одном лице. Что ели на Руси, когда не было картошки? Почему «помидор» в переводе с французского — это «золотое яблоко»? Отчего огурцы бывают горькими? Из каких растений получают душистые масла? Многоликая капуста, «лук от семи недуг», тайна красавца граната, секреты лимона, загадки абрикоса — об этом и многом другом расскажет экскурсия «Растения на службе человека».
Посетить сайт инклюзивного проекта "Шаг в природу"