На Департамент культуры На главную  
Russian Сайт художественной школы
 
На главную  Музей   Экспозиция   Специалистам   Фонды 
 
 Структура музея   Выставки   Экскурсии   Контакты и билеты   Программа на выходные   Тематические праздники 
   
О музее
Новости музея
Архив событий
Издания музея
История музея
Партнеры
Наши посетители о нас
для СМИ
Документы
Структура музея
Рекомендуем


   Поиск по сайту:
 
   

Вход для зарегистрированных посетителей:

 / 

Содержание сборника научных трудов Государственного Биологического музея им. К.А. Тимирязева

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

I. К 110-ЛЕТИЮ ОСНОВАТЕЛЯ МУЗЕЯ
АКАДЕМИКА Б.М. ЗАВАДОВСКОГО

Касаткин М.В.
«Борис Михайлович Завадовский – основатель и первый директор Биологического музея имени К.А. Тимирязева».
Статья посвящена 110-летию со дня рождения крупного ученого, основателя и первого директора Государственного Биологического музея имени К.А. Тимирязева, академика ВАСХНИЛ Бориса Михайловича Завадовского. Он был учеником выдающихся деятелей отечественной науки: физиолога И.П. Павлова, ботаника К.А. Тимирязева, генетика Н.К. Кольцова.
В статье говорится о трех основных направлениях деятельности Б.М. Завадовского: научных исследованиях, популяризации науки и музееведчеаской работе. Его научная деятельность была посвящена изучению влияния гормонов на организм животных и человека. Б.М. Завадовским написано около 30 популярных книг по биологии. Он разработал концепцию музея нового типа и реализовал ее при создании Биологического музея имени К.А. Тимирязева.
Он был участником многих международных конгрессов, членом нескольких зарубежных научных обществ, принимал активное участие в дискусиях 1920-30-х годов по философским аспектам эволюционной теории и генетики. После выступления в защиту генетики на Августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 года Б.М. Завадовский был уволен со всех должностей, а его имя и научные труды незаслуженно преданы забвению.
В приложениях к статье впервые публикуются хронограф основных дат жизни и деятельности, а также полный хронологический список публикаций (их более 400), составленные в результате изучения его личного архива, хранящегося в ГБМТ. Фото – 10. Библиография – 27.

Радченко Ц.М.
«Воспоминания о Борисе Михайловиче Завадовском».

Радченко Ц.М.
«Эндокринологическая лаборатория ВИЖа».

Маневич Э.Д.
«О Биологическом музее им. Тимирязева в 1945-1946 гг. и о Борисе Михайловиче Завадовском».

Дерим-Оглу Е.Н.
«Воспоминания о хороших людях».

Казарова В.С.
«Архив Бориса Михайловича Завадовского. Краткий обзор».
В статье дается обзор и систематизация материалов личного фонда (архива) Б.М. Завадовского. Автор знакомит читателя с историей архива, дает представление о наиболее интересных подборках материалов и отдельных документах.

II. ЭКСПОЗИЦИОННАЯ И ФОНДОВАЯ РАБОТА

Касаткин М.В.
«Экспозиция "Развитие жизни на Земле". История, этапы создания и опыт работы».

В статье рассматривается история появления первых эволюционных, палеонтологических и палеоэкологических экспозиций в Биологическом музее начиная с момента его создания. Кратко описаны все экспозиции по изучению развития органического мира Земли, сменявшие друг друга на протяжении 80-ти лет. В нашем музее показана эффективность принципа сочетания основной эволюционной идеи с экологическим подходом к ее экспозиционному воплощению. Далее дается подробное описание всех этапов разработки новой экспозиции и ее строительства, продолжавшегося более семи лет. Дана характеристика всех разделов новой экспозиции, открывшейся в 2002 году. В заключение обсуждается двухлетний опыт использования зала в работе с посетителями, включая экскурсии и другие разнообразные формы работы. Фото – 12. Библиография – 15.

Железная Е.Л.
«Передвижная фотовыставка "Орхидеи России"».

Цель передвижной фотовыставки «Орхидеи России» – рассказать широкому кругу посетителей о бореальных видах орхидных и показать их скромную прелесть. В семействе Орхидные свыше 20 тыс. видов, из которых более 17 тыс. видов находятся под угрозой исчезновения. Из 136 видов орхидных, произрастающих на территории России, 44 – занесено в Красную книгу России, и значительно большее их число – в региональные Красные книги. Только строгая охрана орхидей позволит сохранить эту уникальную группу растений. На 33 фотографиях, выполненных в основном учеными-ботаниками, запечатлено 22 вида орхидей. Подробно описаны особенности каждого вида. Рассказывается о проведении викторины для посетителей выставки. А также об экспонировании выставки на научных конференциях. Библиография – 7. Фото – 2.

Смирнова В.А.
«Студенческий гербарий в музейной работе».

Дается определение гербарию как музейному предмету. На примере анализа конкретного регионального студенческого гербария из МГУ, включающего 318 видов, 207 родов, 58 семейств растений, прослеживаются пути и выявляются способы его использования на разных этапах музейной работы: комплектование музейных коллекций, научное изучение, экспозиционная и выставочная деятельность. Библиография – 10. Иллюстрации – 1.

Казанцева Т.Н.
«Использование музейных предметов в интерактивных программах – проблемы естественнонаучного музея».

Теория и практика работы в музеях на протяжении десятилетий доказывают, что оптимальный вариант воздействия на человека (и не только на ребенка), на его чувственно-эмоциональную сферу, на его ум и память – тактильный контакт с исследуемым объектом. Воздействие на посетителя работы с предметом в так называемых интерактивных программах оценили, прочувствовали и широко используют сотрудники музеев всего мира.
Многие музейные педагоги считают: музейный предмет выступает в качестве субъекта воспитания, если он подлинный. А иначе он не музейный предмет. Но даже если это спорно, и можно использовать копии – в естественнонаучном музее есть своя специфика в этом отношении. Копия чучела – что это будет такое? Как копировать природу? В наших интерактивных программах работа идет с подлинниками. В естественнонаучном музее, у которого никто не отнимал его основной функции – сбора и хранения естественнонаучных коллекций, для интерактивных программ должен существовать отдельный фонд, из природных материалов, не являющихся раритетами. К сожалению, ситуация в XXI веке такова, что биологи не могут предсказать, какой вид станет раритетом в ближайшем будущем. Серьезный вопрос, стоящий перед сотрудниками естественнонаучного музея особенно остро – этический. Чучела и гербарий – ведь это, по существу, умерщвленные живые организмы. И это тоже – специфика естественнонаучного музея. Библиография – 3. Иллюст. – 3.

Зубкова Т.Н., Хлебникова М.Л., Чусова Е.А.
«Интеграция естественнонаучного и гуманитарного подходов в экспозиционно-выставочной работе ГБМТ».
В статье рассматривается необходимость поиска новых подходов и решений в экспозиционной работе. Проводится анализ нетипичных для естественно научного музея выставок, в которых проблематика раскрывается на биологическом материале через гуманитарный аспект. Фото – 5.

Стрелкова О.Г.
«Анализ фондовой коллекции чучел и биогрупп млекопитающих в ГБМТ».

Проведен анализ фондовой коллекции чучел (335 ед.хр.) и биогрупп (24 ед.хр.) диких млекопитающих. Анализ включает в себя полные сведения по всем экземплярам, имеющимся в фондах музея, в том числе сведения о статусе видов, занесенных в Красную Книгу РФ и Москвы. Выводы анализов содержат рекомендации по дальнейшему использованию коллекции, а также использованию ее в экспозиционной практике музея.

III. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

1. Биология и экология.

Смирнова В.А.
«Анализ флоры некоторых растительных сообществ в Переславском районе Ярославской области».

На основе проведенного эколого-географического и ареалогического анализа 350 видов растений, собранных в Переславском районе, выявлены особенности состава флоры типичных растительных формаций. Работа дополняет и конкретизирует аналогичные исследования других авторов по изучению флоры и растительности Ярославской области. Библиография – 21.

Железная Е.Л.
«Оценка состояния популяций Cypripedium calceolus L. в Брянской области».

В 2004 г. было обследовано 3 популяции Cypripedium calceolus L. в Брянской области. Исследованные популяции вблизи ст. Нерусса и в заказнике болото Рыжуха относительно малочисленны, возрастные спектры неполночленны, преобладают генеративные раметы, что характерно для этого вида. Возобновление происходит преимущественно вегетативным путем, но активность вегетативного роста не велика, раметы образуют небольшие скопления. Потенциал семенного возобновления достаточно высок, так как проценты плодоношения выше, например, чем это указывалось для Московской области – 4-14%. Популяции нуждаются в бережном отношении и охране.
Популяция вблизи ст. Орловские дворики – многочисленная, онтогенетический ряд полночленный, преобладают генеративные раметы, высока доля временно нецветущих генеративных и виргинильных рамет, возобновление – преимущественно вегетативное, хотя потенциал семенного возобновления достаточно высок. Популяция испытывает антропогенный пресс. С целью охраны уникальной популяции рекомендуется создание в этом месте особо охраняемой природной территории. Библиография – 23. Фото – 1.

Касаткин М.В., Неронов В.В.
«Влияние степных пожаров на экологию общественной полевки (Microtus socialis Pallas, 1773) в Калмыкии».

Дан анализ причин, способствующих распространению пожаров на обширных территориях в полупустынных ландшафтах Калмыкии. Рассмотрены особенности пространственной структуры и питания общественной полевки в условиях полного выгорания травянистой растительности. Показано, что это не вызывает существенного снижения численности и изменений в пространственном распределении и структуре поселений. Показано также, что вызванное дождями начало вегетации растительности является сигналом к началу синхронного и массового размножения. Библиография – 31. Табл. – 1. Рис. – 7.

Солохина Е.В.
«Межгодовые различия динамики зоопланктона в лагуне Гладковская (Командорские о-ва)».

При исследовании зоопланктона в лагуне Гладковская была отмечена близкая к двухлетней периодичность в ходе численности копепод, личинок моллюсков и гидроидных медуз. В нечетные годы (1987, 1989) отмечены раннелетние (июнь-июль) пики численности копепод, низкая численность личинок моллюсков, нерестящихся в начале лета (макома M.balthica), высокая численность гидромедуз, высокая численность личинок моллюсков, нерестящихся в конце лета (тихоокеанская мидия M.trossulus). В четные годы (1988, 1990) наблюдалась обратная ситуация: высокая численность личинок моллюсков, нерестящихся в начале лета (M.balthica), низкая численность гидромедуз, позднелетние (август-сентябрь) пики численности копепод, низкая численность личинок моллюсков, нерестящихся в конце лета (M.trossulus). Причинами данной цикличности являются пищевые взаимодействия в зоопланктоне и особенности жизненного цикла массовых видов веслоногих ракообразных лагуны. Библиография – 24. Иллюстрации – 5.

Обыдов Д.В.
«Обзор жужелиц подрода Carabulus Lutshnik, 1924, рода Carabus L. (Coleoptera, Carabidae).

Рассмотрены шесть видов из подрода Carabulus Lutshnik, 1924, рода Carabus L. Для некоторых таксонов уточнен статус, типовое местонахождение и ареал. Представлена определительная таблица для всех видов и подвидов подрода. Библиография – 52. Фото – 2. Иллюстрации – 2.

Сергеева Е.Г.
«Иммунные реакции у беспозвоночных».

Рассматриваются этапы развития иммунных реакций у беспозвоночных животных, начиная от низкоорганизованных форм (простейшие) до высокоорганизованных (насекомые). Реакции клеточного и гуморального иммунитета беспозвоночных сравниваются с таковыми у позвоночных животных. Оценивается степень сходства, различия и наличия специфических и общих элементов иммунной системы в разных типах животных. Библиография – 20.

2. Культурология.

Гунаре М.
«Проблемы экологии в концепции социально-ответственной организации».

Если маркетинг вообще позволяет исследовать, понять и удовлетворить нужды потребителя, то социально-этический маркетинг учитывает при этом стратегические потребности общества в целом. Для достижения долговременного успеха маркетинг должен быть социально значимым, а это значит – откликаться на важнейшие потребности общества. Потребители в процессе удовлетворения своих потребностей все более стали стремиться не только к изобилию, доступности и качеству необходимых товаров и услуг, но и к сохранению и улучшению среды обитания. Отсюда для многих организаций использование экологического маркетинга становится жизненно необходимым. Библиография – 14.

Медведева Е.Б.
«Изучение музейной аудитории как фактор "ориентации на посетителя" (из опыта естественнонаучных музеев Германии)».

Современные музеи находятся в жестокой конкурентной борьбе за посетителя с другими образовательными и досуговыми институтами. Осваивая современные информационные технологии, музей «ориентируется на посетителя». В статье дан обзор методик по изучению музейной аудитории на примере естественнонаучных музеев Германии. Библиография – 5.

Нистратова Е. С.
«Животные и цветы на рисунках А. Дюрера (к вопросу о принципах изображения природы в эпоху Ренессанса)».
Статья посвящена рисункам Дюрера с изображением животных и растений, на примере которых рассматривается принцип отношения ренессансного художника к изображению природных феноменов. Автор основывается на исследованиях П. Паршалла о верификации изображений в культуре Северного Ренессанса, а также на идее Э. Панофского о дуализме эстетики А. Дюрера, осуществившего попытку объединить штудии конкретной натуры и поиски математически оформленного закона красоты. Автор приходит к выводу, что изменение отношения художника эпохи Ренессанса к изображению природы обусловлено изменением культурного значения природного феномена как объекта изображения. Подлинность изображаемого факта природы верифицируется мастерством художника, повышая статус последнего как творца; в свою очередь, подлинность природных феноменов на картинах и гравюрах верифицирует их религиозное содержание, создавая визионерский эффект – характерную черту искусства Северного Возрождения. Библиография – 13.

Ижикова Н.В.
«Взаимосвязь культуры и природы в культурном развитии: к вопросу о современной культурной политике».

Особое место в духовном оздоровлении общества, в возрождении страны, занимает образовательная политика. Она должна рассматриваться как часть культурной политики, в основе которой лежит идея о непосредственной, духовной, энергетической, мифологической взаимосвязи человека, культуры и природы. Анализу этой проблемы и посвящена статья. Библиография – 35.

IV. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Авчухова А.П.
«Программа "От науки до школы через музей" – замысел, становление, развитие».
В статье говорится о действующей в Государственном Биологическом музее с 1998 года программе "От науки до школы через музей", направленной на работу с учителями биологии, окружными методистами по биологии и Московским институтом открытого образования. Как создавалась и развивалась наша программа, почему получила такое название, как мы выбираем темы семинаров и каких ученых приглашаем выступить? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в этой статье, подводящей промежуточный итог 7-летней напряженной работы. Отмечено, что данная программа, активно развивающаяся в последние годы, является возобновлением старой традиции. Публичные лекции известных ученых в стенах нашего музея всегда были важным направлением его деятельности. Фото – 2.

Атрощенко М.М., Басова В.Б.
«Опыт использования средств компьютерной презентации на практических занятиях в ГБМТ».

В ГБМТ проводится практическое занятие «Простейшие», на котором учащимся для самостоятельного изучения с помощью микроскопа предлагается набор фиксированных препаратов. При этом нередко возникают трудности, связанные с распознаванием того или иного объекта. Современные технологии с помощью средств Microsoft office (программа Power Point) позволяют создавать аттрактивные изображения изучаемых объектов, проецируемые на экран или стену. Подобным способом могут подаваться аудио-, видео-, фото и иные материалы. Фото – 2.

Куликова М.В.
«Рекомендации по работе со школьниками в свете изучения лекарственной флоры Московской области».

Изучение лекарственных растений – традиция для русской школы. На фоне экологизации образования и повышенного интереса общества к траволечению особенно актуально становится изучение местной лекарственной флоры. Методические разработки, предложенные в статье, призваны помочь в организации и проведении подобных занятий для школьников, как в учебное время, так и при организации внешкольных досуговых программ. Фото – 1.

Васильева Л.А., Зубкова Т.Н.
«Программа "Семья в музее" в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева».

Работа с семейной аудиторией выделилась в одно из важных направлений культурно-образовательной деятельности музея. За последние 15 лет сложилась специальная программа со своими методами и формами общения музея с детьми и их родителями. В статье обобщен материал о разных «событиях», которые составляют ядро общемузейной программы «Семья в музее». Библиография – 5. Фото – 9.

Есенова И.М.
«Опыт проведения познавательной программы "Чудесные опыты с растениями" в ГБМТ».

В Государственном биологическом музее им. Тимирязева разработана познавательно-развлекательная программа «Чудесные опыты с растениями». На занятиях-сеансах экскурсовод проводит ряд аттрактивных экспериментов по физиологии растений, адаптированных для разновозрастной аудитории. В статье описывается методика проведения опытов, доступная ученикам средней школы. Фото – 2.

Гольнева Е.В.
«Опыт проведения программы "Лаборатория Капитошки" (Занимательно о воде)».

В музее разработана и проводится познавательно-развлекательная программа «Лаборатория Капитошки». Зрители, наблюдая за опытами, знакомятся с некоторыми «необычными» свойствами воды. Посетители могут узнать о самых крупных водных артериях, водопадах и глубочайших впадинах на планете, получить сведения о самых «водянистых» плодах и их «антиподах». Фото – 1.

Шаронова А.В.
«Интерактивная программа "Кругосветное путешествие натуралиста"».

В Биологическом музее К.А.Тимирязева проводится ряд интерактивных биологических игр, девиз которых – «Обучение в развлечении». В рамках этой программы автором статьи была разработана игра «Кругосветное путешествие натуралиста», призванная восполнить пробелы учащихся в области биогеографии. В статье рассказывается о целях, задачах и методике проведения занятия. Фото – 2.

Авторы сборника



 Схема проезда   Стоимость билетов   Сотрудники