1. О музее
  2. Новости
  3. Художник Валерий Симонов передаёт в дар музею коллекцию «Аскания-Нова»

Художник Валерий Симонов передаёт в дар музею коллекцию «Аскания-Нова»

Просмотров: 358

Художник Валерий Симонов передаёт в дар Биологическому музею серию акварелей «Аскания-Нова»

30 марта состоялась передача в собрание Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева коллекции из 20 работ «асканийской» серии художника Валерия Симонова. Его выставка «Ближе к природе» открылась в музее в феврале этого года. Передаваемое в дар собрание работ имеет особую ценность для музея, история которого связана с заповедником «Аскания-Нова». Основатель музея Борис Михайлович Завадовский провёл немало исследований в заповеднике, в результате которых была собрана уникальная коллекция экспонатов.

Валерий Васильевич Симонов — живой классик отечественной школы анималистического искусства. Он прекрасный натуралист, хорошо знающий биологические особенности каждого изображаемого им вида. При этом он очень разносторонний мастер, владеющий самыми разными художественными приёмами и материалами.

Аскания-Нова — старейший заповедник, расположенный в зоне южных степей Херсонской области и известный акклиматизированными африканскими и южно-азиатскими копытными животными. Здесь в естественных условиях живут и размножаются многочисленные виды антилоп, олени, бизоны, лошади Пржевальского, страусы; на прудах можно увидеть множество водоплавающих птиц.

Валерий Симонов много раз приезжал в заповедник в середине прошлого века, чтобы рисовать экзотических для наших мест животных. Многие из работ связаны с личными воспоминаниями художника. Работа «Лебеди, краснозобые казарки и пеганки на прудах» знакомит нас с разнообразием птичьего мира заповедника: на переднем плане утки-пеганки, справа — краснозобые казарки, а также лебеди, кряковка, селезень. Работа «Серые гуси на прудах» передаёт атмосферу местности: Асканийские пруды, Херсонская область, Юг Украины, жара, вокруг целинная степь, а посередине — райский уголок оазиса.

В юности художник мечтал стать биологом, но страсть к рисованию оказалась сильнее. Поэтому его живописные полотна очень реалистичны. Для Симонова важную роль играет биологическая достоверность работ и детализация. В работах «Антилопы в степи», «Антилопы чёрнопяточные», «Бантенги», «Антилопы гарны», «Большой куду» и «Ситатунг» (самка) он акцентирует внимание на разнообразии видов и их особенностях. На одном из немногих рисунков он подчёркивает специфический окрас индийских антилоп, который помогает им приспосабливаться и маскироваться. Гарны имеют чёрно-бурый окрас, а живот у них белый. У африканских антилоп через нос проходит полоса, маскирующая глаз. Точность работ «Фламинго на прудах» и «Фламинго» позволяет различить в одних розовых кубинских фламинго, а в других — белых каспийских.

Особенность художественной техники Валерия Симонова — работа в живой среде, на месте. Наброски ложатся в основу готовых работ и позволяют передать живое впечатление. Художник стремится запечатлеть момент динамично развивающегося мира, выделить наиболее яркие события. Например, в работе «Бой самцов ситатунгов» выбрана кульминация схватки антилоп.

Для воплощения замысла художнику важны материалы, которые он использует. «Асканийская» серия является для Валерия Симонова особенной — в ней преобладает акварель. Художник говорит в интервью: «Писать акварелью, как я писал раньше, сейчас я точно не смогу. Я стал писать аккуратнее, старательнее, спокойнее. То ли темперамента не хватает, то ли перестал торопиться».

Симонов одушевляет животных на своих работах, наделяя их эмоциями. Работы «Чёрная антилопа» 1965 г. и «Чёрные антилопы» 1964 г. сильны по своей эмоциональной нагрузке: на первой работе зритель видит агрессию животного, на второй зрителя захватывает динамика движения антилоп, мы ощущаем их физическую силу.

Желание задать определённое настроение и передать общую атмосферу определяет выбор художественных материалов. Фломастер помогает художнику сделать работы «Чёрная антилопа», «Антилопы гну» более выразительными. Особенно «Антилопы куду (самки)» получились утончёнными и грациозными. Единственная работа в коллекции, выполненная в карандашной технике, — «Страусы эму». Такой выбор техники обусловлен необходимостью точности и детализации для передачи мельчайших особенностей анатомии. Сравнение работ «Казуары» 1963 г. (сангина) и «Казуары» 1965 г. (акварель) показывает, что один и тот же вид животных художник изобразил совершенно по-разному, подтверждая многогранность своего таланта.

«Асканийская» серия работ Валерия Симонова даёт наглядное представление о многообразии обитателей заповедника и займёт почётное место в коллекции Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева.