123242, г. Москва, ул. Малая Грузинская, 15
+7 (499) 252-3681; +7 (499) 252-0749
  1. Главная страница
  2. Научная деятельность
  3. Публикации
  4. Методические рекомендации. Опыт представления биомедицинских коллекций в естественнонаучном музее на примере выставки «ЧП в ДНК».

Методические рекомендации. Опыт представления биомедицинских коллекций в естественнонаучном музее на примере выставки «ЧП в ДНК».

Количество просмотров: 162

Составители: Ю. В. Шубина, О. А. Зубарева, А. Н. Андреева
Редактор А. Н. Андреева

      Публикация подготовлена в рамках выставочного проекта «ЧП в ДНК» —
      победитель XI грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей
      в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в номинации
      «Музейный дизайн»

Опыт представления биомедицинских коллекций в естественнонаучном музее на примере выставки «ЧП в ДНК»
Ю. В. Шубина

Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева

Выставка «ЧП в ДНК» — победитель XI грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музейный дизайн». Этот проект — шаг навстречу широкой публике. И не только в том, что она уменьшает дистанцию между современным состоянием науки и нашими представлениями о ней. Выставка с помощью дизайнерских приёмов дает каждому посетителю возможность выбора: знакомиться ли ему с музейным подлинником, демонстрирующим аномалии в развитии организма или ограничиться изучением научновспомогательного материала.

В Равенне от одной женщины родилось <…>
чудовище; на голове у него был рог <…> вместо
рук два крыла, <…> а левая ступня была подобна
орлиной лапе.
Лука Ландуччи. Флорентийский дневник, 1512 г.

Интерес к строению тела уходит своими корнями в далёкое прошлое. Подтверждением этого можно считать наскальные рисунки эпохи палеолита, где люди и животные изображались в так называемом «рентгеновском» стиле, т. е. с прорисовкой их внутреннего строения. Среди петроглифов есть изображения и сросшихся близнецов, сделанные много тысячелетий назад австралийскими аборигенами.

С древних времён уродцы привлекали всеобщее внимание. Властители их коллекционировали, медики систематизировали, а священники трактовали как «гнев Божий» или предвестие ужасных событий. Первые попытки обобщения подобных чудес природы относятся к XVI—XVII векам. Изысканно иллюстрированные книги Конрада Ликосфена «О чудесах и знамениях» (1557), Амбруаза Паре «О монстрах и диковинах» (1573), Улисса Альдрованди «История монстров» (1642) и другие труды включали в себя как реальные аномалии развития, так и причудливые фантазии авторов.

Посмотреть или скачать методические рекомендации полностью