Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева - ЭКСКУРСИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ, СТАРШЕЙ ШКОЛЫ, СТУДЕНТОВ (все пункты кликабельны)
На главную http://kultura.mos.ru  
Russian
 
На главную  Музей   Экспозиция   Фонды   Специалистам 
 
 Структура музея   Выставки   Экскурсии   Контакты и билеты   Выходные в музее   Тематические праздники 
   
Стоимость экскурсионного обслуживания
Новинки
Для начальной школы
Для средней, старшей школы и студентов
«Урок в музее»
Посетителям с ограниченными возможностями
Виртуальные экскурсии


   Поиск по сайту:
 
   

Вход для зарегистрированных посетителей:

Главная / Экскурсии

ЭКСКУРСИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ, СТАРШЕЙ ШКОЛЫ, СТУДЕНТОВ (все пункты кликабельны)

Ботаника
Экскурсии
Удивительное в мире растений (с демонстрацией природных объектов)*(Б)
Экскурсия рассчитана на школьников любого возраста и представляет собой «путешествие» по всему миру в поисках необычных, удивительных, поражающих воображение растений. Деревья-исполины; растения с громадными листьями, гигантскими цветками, причудливыми плодами и семенами; растения- подушки; чемпионы по скорости роста; насекомоядные растения — с ними знакомятся учащиеся в ходе этой экскурсии. Слушатели-путешественники побывают в тропических лесах и болотах, в африканских саваннах и азиатских пустынях. На экскурсии научные сведения по морфологии, анатомии и экологии растений подаются в художественной форме, увлекательно, поэтому экскурсия вызывает живой интерес. Используется демонстрационный и иллюстративный материал.
Растения на службе человека (с демонстрацией природных объектов)*(Б)
Экскурсия предназначена для учащихся 5-6 классов
Она рассказывает о растениях, которые использует человек — пищевых, волокнистых, лекарственных. Тайны, загадки и чудеса культурных растений раскрываются подчас самым неожиданным образом. Что делают из мягкой, а что из твёрдой пшеницы? Почему рожь очень вынослива? Отчего так всемогущ овёс? Хлеб, взлетающий под облака, любимица Мексики, белоснежный хлеб, каша и веник в одном лице. Что ели на Руси, когда не было картошки? Почему «помидор» в переводе с французского — это «золотое яблоко»? Отчего огурцы бывают горькими? Из каких растений получают душистые масла? Многоликая капуста, «лук от семи недуг», тайна красавца граната, секреты лимона, загадки абрикоса — об этом и многом другом расскажет экскурсия «Растения на службе человека».
Высшие растения (с демонстрацией микропрепаратов) (Б)
Экскурсия представляет собой вторую, более полную и развёрнутую часть экскурсии «Мир растений» Сюда входит рассказ о приспособлении растений к наземному образу жизни, о мохообразных, папоротниковидных, голосеменных и покрытосеменных растениях.
Грибы – особое царство органического мира (с демонстрацией микропрепаратов)*(Б)
Можно ли считать грибы растениями? Что у грибов скрывается в почве? Сколько живут разные грибы? Гиганты и карлики в царстве грибов, грибы-целители и грибы-вредители сельского хозяйства, грибы — санитары леса и возбудители болезней, съедобные и ядовитые грибы — обо всём этом расскажет эта экскурсия.
Корень и минеральное питание растений (с демонстрацией микропрепаратов) (Б)
Эта экскурсия может быть использована как введение или завершение темы «Корень» по школьной программе. Подробно разбираются функции и строение корня, типы корневых систем, видоизменения корней, проведение воды и минеральных веществ. Помимо экспонатов постоянной экспозиции используются влажные препараты, иллюстративный материал, комнатные растения.
Многообразие растительного мира (с демонстрацией микропрепаратов) (Б)
Экскурсия рассказывает обо всех систематических группах царства растений (водорослях, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, цветковых), а также о представителях царств бактерий и грибов. Освещаются особенности внутреннего и внешнего строения, распространения и условий обитания, а также возможности использования растений человеком.
Насекомоядные растения (с демонстрацией живых растений и слайд-презентацией) (Б)
Экскурсовод знакомит слушателей с историей изучения этой группы, разнообразием хищных растений, устройством и работой ловчих аппаратов, экологией, распространением. Основная цель экскурсии — дать учащимся представление об уникальности явления хищничества среди растений, сделать упор на экологические факторы, способствующие развитию и поддержанию этого явления в процессе эволюции; раскрыть на доступном уровне сложные механизмы взаимодействия «хищное растение — жертва». Дети узнают интересные факты о количестве съедаемых растениями жертв, скорости реакции ловчих аппаратов, размерах растений и о многом другом. В связи с появлением хищных растений в продаже возникают вопросы об их содержании и разведении в комнатных условиях. Этой проблеме посвящён отдельный блок в экскурсии. Экскурсия сопровождается компьютерной презентацией, показом живых насекомоядных растений и фрагмента фильма «Тайная жизнь растений».
Низшие растения (с демонстрацией микропрепаратов) (Б)
Экскурсия представляет собой первую, более полную и развёрнутую часть экскурсии «Мир растений». Сюда входит рассказ о бактериях, водорослях, грибах и лишайниках.
Размножение растений (с демонстрацией микропрепаратов) (Б)
Рассматриваются основные типы размножения растений: вегетативное, семенное и размножение спорами (с примерами и иллюстрациями из мира растений); преимущества и недостатки каждого способа; группы растений, для которых данные способы размножения характерны. Широко используются влажные препараты, живые растения, муляжи и иллюстративный материал.
Стебель и передвижение веществ в растении (с демонстрацией микропрепаратов) (Б)
Эта экскурсия может быть использована как введение или закрепление темы «Стебель» по школьной программе. Рассматриваются функции, строение, разнообразие побегов, строение и типы почек, внутреннее строение побегов однодольных и двудольных растений, проведение воды по стеблю, видоизменение побегов. Помимо экспонатов постоянной экспозиции используются природный материал и влажные препараты.
Сфинксы и лилипуты растительного мира (лишайники и мохообразные) (с демонстрацией микропрепаратов) (Б)
Экскурсия рассчитана на учащихся 7-8 классов.
Эта экскурсия предлагает углублённое знакомство с двумя удивительными отделами растений — лишайниками и мохообразными, близкими по экологии, но далёкими в систематическом отношении. Повествование о строении и жизни крошечных растений, их уникальных экологических особенностях перемежается необычными фактами, отражёнными в легендах и поверьях. Внимание уделяется также роли мхов и лишайников в природе и их практическом применении. Широко используются живые экспонаты. Экскурсия завершается демонстрацией препаратов на микроскопах.
Цветковые (биология покрытосеменных) (с демонстрацией микропрепаратов) (Б)
Эта экскурсия может служить введением, завершением и дополнением темы школьной программы «Покрытосеменные». Экскурсия рассказывает о причинах господства цветковых растений на Земле, об их происхождении, строении цветка, типах соцветий и плодов, способах опыления, отличиях однодольных и двудольных растений. Широко используются сухие и живые растения, муляжи плодов, демонстрационные экспонаты и иллюстративный материал.
Экскурсии с демонстрацией опытов
Жизнь растения (анатомия, морфология и физиология растений)
Занятие соответствует и дополняет такие разделы школьной программы, как «Корень», «Стебель», «Ли и «Размножение растений». В ходе его проведения растение рассматривается как целостный организм в котором отдельные органы (корень, стебель, листья) тесно связаны между собой морфологически и функционально. Разбирается строение, назначение, физиология, видоизменения каждого органа; проводится показ опытов, демонстрация влажных препаратов и природного материала. Экскурсия проходит с элементами беседы.
Лист и фотосинтез
Зантие ориентировано на учащихся 6-7 классов.
Это занятие может быть использовано как введение, завершение и дополнение этой темы в школьной программе. Рассматриваются понятие «фотосинтез», условия, при которых он протекает, история открытия. Большое внимание уделяется листу — органу растения, в котором в основном и происходит процесс фотосинтеза. Морфология, анатомия, разнообразие листьев рассматриваются на примере демонстрационных экспонатов, иллюстраций, комнатных растений. В течение занятия проводятся опыты.
Занятия с демонстрацией опытов
Чудесные опыты с растениями
Верите ли вы, что с растениями можно творить чудеса? Не верите — приходите к нам! На ваших глазах на листочке обычного растения появится необыкновенная картинка. Ловкость рук и никого мошенничества, и сок свёклы становится изумрудным, а марганцовка обесцвечивается. Все эти и много других чудес мы покажем вам на этом занятии.
Интерактивное занятие
От рубашки до книжки (с демонстрацией природных объектов и слайд-презентацией)*
Занятие ориентировано на учащихся 5-6 классов.
Это занятие посвящено растениям, из которых получают волокна, и использованию этих волокон человеком. В процессе занятия можно будет не только увидеть, но и потрогать волокна и образцы тканей или бумаги из льна, хлопка, крапивы, агавы, текстильного банана и других; можно будет узнать о способах получения волокон из различных растений. На занятии расскажут, как человек научился использовать волокна растений, чтобы плести из волокон различные изделия. Ещё одна часть занятия посвящена истории бумаги: её предшественникам и различным видам. Занятие сопровождается показом слайд-презентации и демонстрацией большого числа природных предметов.
Практические занятия (ВКЛЮЧАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ С МИКРОСКОПАМИ)
Растительная клетка и ее строение
Занятие рассчитано на школьников 6-8 классов.
Во время занятия учащиеся, рассматривая готовый фиксированный препарат клеток кожицы лука, получают навыки работы с микроскопом. Затем они самостоятельно готовят препараты и рассматривают различные пластиды в клетках корнеплода картофеля, мякоти рябины и листа элодеи, а на демонстрационном микроскопе наблюдают явление движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Количество экскурсантов — не более 20 человек!
Корень, стебель, лист
Занятие рассчитано на учащихся 6-7-ых классов.
Это занятие может быть как закреплением уже пройденной темы, так и введением в тему. Оно состоит из двух частей: теоретической и практической.
Теоретическая часть включает сведения о морфологии и анатомии корня, стебля и листа. Часть сведений не входит в школьную программу (например, различие внутреннего строения стебля однодольных и двудольных растений).
Практическая часть — это индивидуальная работа с микроскопом. Препараты — фиксированные и временные, например «Поперечное строение корня тыквы», «Поперечное строение стебля кукурузы», «Строение ветки бузины», «Эпидермис листа герани с устьицами» и некоторые другие. В ходе занятия используются таблицы и рисунки с пояснительными подписями, так как зарисовка с препарата для детей затруднительна.
Количество экскурсантов — не более 20 человек!
Цветковые (покрытосеменные) растения
Занятие рассчитано на учащихся 6-7 классов.
Это занятие может служить введением, завершением и дополнением темы школьной программы «Покрытосеменные». Занятие рассказывает о причинах господства цветковых растений на Земле, об их происхождении, строении цветка, типах соцветий и плодов, способах опыления, отличиях однодольных и двудольных растений. Широко используются сухие и живые растения, муляжи плодов, демонстрационные экспонаты и иллюстративный материал.
Зоология
Экскурсии
Биология и экология земноводных и пресмыкающихся (Б)
На экскурсии демонстрируется разнообразие форм этих классов: безногие, бесхвостые и хвостатые среди амфибий; черепахи, крокодилы и чешуйчатые — среди рептилий; экологические группировки внутри этих классов. Также рассказывается об образе жизни и особенностях размножения отдельных видов.
Биология и экология рыб (Б)
В ходе экскурсии школьники знакомятся с многообразием хрящевых и костных рыб и рыбообразных животных (круглоротые), основными экологическими группировками морских и пресноводных рыб, особенностями их образа жизни и размножения, узнают о значении этих животных в природе и жизни человека.
Водные беспозвоничные (губки, кораллы, моллюски, черви, иглокожие)*(Б)
Учащиеся знакомятся только с водными группами беспозвоночных животных (исключаются из рассмотрения некоторые классы червей и членистоногих). Показываются различные уровни приспособлений к водному образу жизни.
Животные Красной Книги Москвы (Б)
Учащиеся узнают о животных, обитающих на улицах, а также в садах, полях и лесопарках Москвы и занесённых в Красную книгу. Немногие представляют, что Москва — это не только шумные улицы, высотные дома и городские площади. Это ещё и обширный природный комплекс, в который входят различные водоёмы, поля, а главное — парки, лесопарки и леса. Если на городских улицах можно встретить небольшое количество видов, зато многочисленных по числу особей животных — воробьёв, голубей, ворон, крыс, то на экскурсии вы удивитесь, какое большое количество разнообразных животных обитает буквально рядом с нами. Да только вот жизнь в городских условиях для них затруднительна, в результате они занесены в Красную книгу Москвы. Об этом и пойдёт речь на экскурсии: для кого Москва мать родна и кто прекрасно здесь себя чувствует, а для кого Москва — злая мачеха, и кто может исчезнуть из города. Причины, по которым эти животные стали редкими, разные, но вина за их редкость лежит на человеке. И самое главное — на экскурсии вы узнаете, что делается, чтобы спасти этих животных, и что ещё предстоит сделать.
Животные в мифах и легендах (Б)
В ходе экскурсии детям предлагается взглянуть на животных глазами людей, живших за столетия до нашего времени, то есть в те времена, когда животные сами были или богами, или спутниками богов. Рассказывается о тех мифах и легендах, которые были связаны с животными, показанными в витринах музея. Школьники узнают, что мифы, в том числе и о животных, — это не только память о давно прошедших веках. Мифы рождаются и в наши дни, и о них также будет идти речь на экскурсии.
Жизнь океана (Б)
Жизнь на Земле зародилась в море, и море было заселено многочисленными обитателями задолго до того, как животные стали осваивать сушу. В настоящее время именно в морях и океанах обитает большинство групп животного царства. О них и будет идти речь на экскурсии. Школьники познакомятся с губками, медузами, кораллами, морскими червями и моллюсками, ракообразными, рыбами, млекопитающими и другими обитателями вод, узнают о разнообразных приспособлениях этих животных к жизни в водной среде.
Многообразие животного мира (Б)
Эта экскурсия знакомит школьников с разнообразием животного царства. Современных видов животных, наших соседей по планете, насчитывается свыше 1,5 миллионов видов. Во время экскурсии перед школьниками предстанут самые разнообразные животные, населяющие моря и сушу, поднявшиеся в небо и ушедшие в глубь почвы, друзья и враги человека.
Обзор беспозвоночных животных (Б)
В ходе экскурсии учащиеся знакомятся с основными типами многоклеточных беспозвоночных животных: губками, кишечнополостными, плоскими, круглыми и кольчатыми червями, моллюсками, членистоногими и иглокожими. Даются понятия об основных путях развития животного царства и приспособлениях животных к обитанию в различных условиях на Земле.
Обзор позвоночных животных (Б)
Экскурсия рассчитана на школьников 1—7 классов.
Миллионы лет потребовались, чтобы от первых хордовых животных в результате эволюции произошли рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие. В ходе экскурсии школьники узнают, как появились на нашей планете современные позвоночные животные, в чём уникальность каждой группы и что у них общее. Ребята выяснят много нового о биологии этих животных и о том, какие приспособления у них есть для выживания в различных местообитаниях.
Опасные животные (Б)
В ходе экскурсии учащиеся знакомятся с теми животными, которые представляют опасность для здоровья и жизни человека. Это и ядовитые животные, и паразиты человека, и переносчики возбудителей заболеваний, и, конечно же, животные-хищники. Рассказывается о степени риска, о том, как избежать встречи с опасными животными и как свести к минимуму последствия укуса или ужаления.
Рыбы, амфибии, рептилии (Б)
Экскурсия более подробно знакомит с позвоночными животными с непостоянной температурой тела. Прослеживается ход эволюции этих животных, показывается становление приспособлений к наземному образу жизни в условиях различных местообитаний.
Членистоногие (ракообразные, паукообразные, насекомые) (Б)
Во время экскурсии школьники знакомятся с многообразием самого крупного типа животного царства, его основными классами: ракообразных, паукообразных и насекомых. Даётся представление о разноплановости строения и жизнедеятельности этих классов, показываются характерные представители этих классов, рассказывается об их образе жизни и роли в жизни человека.
Биология и экология млекопитающих (с аудиофрагментами)* (Б)
Звери, или млекопитающие, заселили всю нашу планету. С многообразием их форм и предстоит познакомиться школьникам во время экскурсии: зверями бегающими, прыгающими, лазающими, роющими, плавающими и летающими. Образ жизни зверей различных ландшафтов, их повадки, способы защиты и нападения — об этом пойдёт речь на экскурсии. Экскурсия сопровождается прослушиванием голосов зверей.
Биолoгия и экология птиц (с аудиофрагментами)*(Б)
В ходе экскурсии учащиеся знакомятся с птицами различных местообитаний (лесов, антропогенных ландшафтов, степей и пустынь, околоводных и водных пространств), особенностями их строения и жизнедеятельности, сезонными явлениями в жизни птиц.
Экскурсия сопровождается прослушиванием голосов птиц.
Птицы, млекопитающие (с аудиофрагментами)*(Б)
Экскурсия более подробно, чем «Обзор позвоночных животных», знакомит с двумя классами теплокровных позвоночных и их характерными признаками. Показываются черты узкой специализации, например приспособления к полёту у птиц и сохранение высокой пластичности — у млекопитающих.
Экскурсия сопровождается прослушиванием голосов птиц и зверей.
Экскурсия «Многообразие паразитов»*(Б)
Экскурсия начинается со знакомства с характеристиками каждой из четырех сред жизни, отдельно рассматриваются особенности обитания внутри живого организма. В ходе экскурсии мы расскажем о том, какое воздействие обитатели организменной среды (то есть о тех, кто живет внутри тела) могут оказывать на своих хозяев: кто из них вреден, а кто полезен. Обсуждается, кто такие паразиты в традиционном и общебиологическом смысле, какие бывают типы хозяев (промежуточные и основные).
На экскурсии слушатели узнают, какие у паразитов существуют приспособления для выживания в таких необычных условиях, как тело другого организма. Конечно, в ходе экскурсии мы познакомим и с огромным разнообразием паразитов: поговорим о паразитах животных и растений, о растениях-паразитах, о грибах-паразитах, о бактериях и вирусах.
Экскурсия сопровождается показом мультимедийной презентации и демонстрацией натуральных экспонатов.
Продолжительность экскурсии: 1 ч 15 мин.
Экскурсия «Паразиты человека»*(Б)
Экскурсия знакомит с паразитами человека, вызывающими такие заболевания, как трипаносомоз, малярия, клещевой энцефалит и другие. Мы расскажем о том, где находятся очаги этих заболеваний, какие условия и факторы необходимы для распространения паразитов. Также мы обсудим о риске заражения паразитами при путешествии в различные страны, поговорим об историях открытия новых стран, которые впоследствии привели к массовым эпидемиям (черная оспа, сифилис, вирус иммунодефицита человека). Также будет раскрыт секрет того, как человечество укротило многие из опаснейших заболеваний, такие как черная оспа, сифилис, лепра, туберкулез, чума и другие. Отдельно будет обсуждаться современная эпидемия – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ).
Экскурсия сопровождается показом мультимедийной презентации и демонстрацией натуральных экспонатов.
Продолжительность экскурсии: 1 ч 15 мин.
Где раки зимуют? Животные зимой. (Б)
Возраст экскурсантов 7+ (с 1-го по 11-й кл.)
Где раки зимуют? Как спит сурок, а как медведь? Где находится «птичий рай» Ирий? И вообще, как разные животные проводят зиму? Если вам интересны эти и другие вопросы о жизни животных зимой, приходите на экскурсию «ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ? ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ»
Экскурсия посвящена разнообразным способам, которые используют самые разные животные, чтобы пережить зиму. И мы не только покажем вам, где раки зимуют, но и откроем другие зимние тайны. Ведь раки и губки, жуки и бабочки, лягушки и жабы, звери и птицы решают эту проблему по-разному. А как именно? Приходите и узнаете!
Максимальная численность группы не более 25 человек.
Экскурсия сопровождается показом дополнительных натуральных предметов.
Продолжительность экскурсии от 60 до 90 минут.
Экскурсия «Эволюция паразитизма»*(Б)
Экскурсия посвящена тому, какую роль играют паразиты в сообществах, и каковы их взаимоотношения с окружающей средой. Оказывается, в этих отношениях не все однозначно и понятно. Чтобы разобраться в этом, мы обсудим, какие типы взаимоотношений между организмами существуют, каковы особенности паразитизма, чем эта форма отношений отлична от хищничества, конкуренции, симбиоза и пр.
Мы также поговорим о путях происхождения паразитов и их эволюции. Познакомим с альтернативными видами паразитизма, и выясним, как происходит переход от паразитизма к взаимовыгодному сотрудничеству.
Экскурсия сопровождается показом мультимедийной презентации и демонстрацией натуральных экспонатов. Для школьников с 9 по 11 классы
Продолжительность экскурсии: 1 ч 15 мин.
Интерактивные занятия
В гостях у Дуремара (с демонстрацией водных животных и слайд-презентацией)
Занятие состоит из двух частей, теоретической и практической.
Теоретическая часть включает показ компьютерной презентации фотографий пресноводных беспозвоночных животных и рассказ об их экологических особенностях, образе жизни и роли в экосистеме водоёма.
Практическая часть — демонстрация (в т. ч. и с помощью оптики) живых пресноводных беспозвоночных и/или их препаратов.
Количество экскурсантов — не более 20 человек (максимум!)..
Занятие «Обитатели древних морей»
Участники занятия познакомятся с палеонтологией — наукой о вымерших животных и растениях. Мы расскажем о том, как палеонтологи находят и изучают окаменелости.
Там, где сейчас находится Москва, сотни миллионов лет назад было море. Мы покажем настоящие остатки доисторических животных со дна этого древнего моря.
Участники занятия будут самостоятельно определять разных животных по окаменелостям, а также узнают об их потомках и родственниках, доживших до наших дней.
Загадки моря (с демонстрацией природных объектов и слайд-презентацией)
Занятие посвящено обитателям морей и океанов, стихии, которая до сих пор остается наименее изученной. Рассказ об этих животных сопровождается показом натуральных экспонатов, которые каждый может изучить и внимательно рассмотреть, а заодно и узнать ответы на разные вопросы: например, сколько животных поселилось на раковине морского гребешка, почему в раковине слышно море, что за таинственное существо сплело клубок из трубок и так далее.
Количество экскурсантов — не более 15 человек.
Что нам стоит дом построить? (постройки животных, с демонстрацией природных объектов и слайд-презентацией)
Какие животные занимаются строительством? Как, из чего и зачем они строят? Как выглядят их постройки? Интерактивное занятие «Что нам стоит дом построить?» открывает эту интересную сферу жизни животных.Участники знакомятся с постройками самых разных животных — больших и маленьких, водных и наземных, обитателей экзотических стран и наших соседей. Занятие рассчитано на посетителей любого возраста и уровня подготовки и проходит в форме диалога. Демонстрируются слайды и натуральные объекты.
Количество экскурсантов — не более 15 человек.
Загадки русского леса (с демонстрацией следов жизнедеятельности животных и слайд-презентацией)
Много самых разных животных живёт в наших лесах. Встретить их сложно, но оставленные ими следы открывают много интересных подробностей из жизни лесных обитателей — зверей, птиц, насекомых. Следы этих животных можно изучать как летом, так и зимой. Занятие посвящено знакомству с различными следами жизнедеятельности лесных животных (отпечатки на снегу, погрызы, помёт, ходы в древесине и многое другое). Занятие рассчитано на посетителей любого возраста и уровня подготовки, проходит в форме диалога. Демонстрируются слайды и натуральные объекты.
У этого занятия есть вариант «Загадки зимнего леса», где внимание акцентируется на тех следах жизнедеятельности, которые можно увидеть в лесу зимой.
Количество экскурсантов — не более 15 человек.
Практические занятия (ВКЛЮЧАЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ С МИКРОСКОПАМИ)
Простейшие
Занятие рассчитано на школьников 7-го класса и старше.
Учащиеся узнают, что представляют собой одноклеточные животные, как они устроены, где обитают. После вводно-теоретической части школьники, работая с микроскопами, рассматривают разных представителей простейших животных. Будут предложены для самостоятельного изучения готовые фиксированные препараты (свободноживущие пресноводные организмы амеба, вольвокс и паразитические формы: малярийный плазмодий, трипаносома, кокцидии), а также живые культуры простейших.
Зоопарк в капле воды (микроскопические обитатели водоёмов, с микроскопами)
Экскурсия рассчитана на школьников с 3-го класса.
Это занятие близко к занятию «Простейшие», но в меньшей степени связано со школьным курсом зоологии, на нём рассматриваются самые разные микроскопические животные, обитающие в воде: как одноклеточных, так и мелких многоклеточных. Основной целью экскурсии является экологическое образование путём ознакомления с биологическим разнообразием водных организмов, не видимых невооруженным глазом. Используются фотоматериалы и видеофрагменты для демонстрации движения и питания организмов.
Количество экскурсантов не более 20 человек.
Экология
Экскурсии
Жизнь леса (Б)
Экскурсия представляет собой своеобразный «поход» в смешанный лес. Дети вспомнят, какие деревья и кустарники растут в лесу, какие встречаются травы и грибы, кто из зверей, птиц и насекомых населяет крону деревьев, дупла и лесную подстилку. Учащимся будут предложены шишки, плоды, семена, по которым они сами будут узнавать деревья и кустарники.
Жизнь луга, болота, водоема (Б)
Что такое болото? Как образуются болота? Какие растения встречаются на болотах, каких птиц и зверей там можно увидеть, чем они питаются? Водные и околоводные растения водоёмов, обитатели прибрежных зарослей, растения лугов. Кто и зачем их навещает? Почему на лугу не растут деревья? Об этом и многом другом школьники узнают на этой экскурсии.
Жизнь пустыни (Б)
Школьники отправятся в «экспедицию» по песчаной пустыне. Вместе с экскурсоводом они изучат пустынные растения и выяснят, почему они так не похожи на растения средней полосы. На пути ребята познакомятся с животными пустынь: хищными зверями, пресмыкающимися, птицами, насекомыми, и учащиеся узнают, каким образом эти животные приспособились к обитанию в суровом климате пустынь. Помимо экспонатов постоянной экспозиции, используется природный материал.
Организм и среда (Б)
Цель экскурсии — экологическое образование экскурсантов путём закрепления школьных знаний по естествознанию и экологии, развитие умения видеть взаимосвязи между факторами среды и морфолого- биологическими особенностями животных и растений; воспитание интереса и бережного отношения к природе. Основные задачи: познакомить учащихся с закономерностями действия экологических факторов на организм; представить разнообразие приспособлений к действию факторов на примере экспозиции.
Пищевые связи в природе (Б)
Экскурсия рассказывает о строении и функциях пищеварительной системы, особенностях обмена веществ человека и животных, его нарушениях, а также методах исследования пищеварительной системы.
Разнообразие природы (Б)
Экскурсия рассчитана на школьников 5-го класса.
Экскурсия рассчитана на школьников Экскурсия включает в себя обзор растительного и животного мира трёх природных зон нашей страны: тундры, смешанного леса и пустыни. Рассказ о каждой из природных зон содержит сведения о климате, растениях, животных этого края, о признаках, помогающих существовать в данных условиях. Экскурсия проводится с элементами беседы, в ходе которой экскурсовод опирается на жизненный опыт и наблюдения детей. Широко используется природный материал: ветки, листья, плоды, шишки, муляжи грибов.
Природа и человек (с аудио- или видеофрагментами или слайд-презентацией) (Б)
На экскурсии рассказывается об очень непростых взаимоотношениях человека и природы. Человек, сам являясь частью природы, вмешивается в жизнь практически всех природных сообществ. Каковы последствия этих воздействий и что необходимо делать, чтобы как можно меньше вредить природе и, в конечном счёте, самим себе — об этом узнают школьники на экскурсии.
Физиология человека и животных
Экскурсия
Железы внутренней секреции (Б)
Экскурсия рассказывает о строении, функциях желёз внутренней секреции, особенностях действия гормонов, о заболеваниях эндокринной системы, методах исследования и работах академика Б. М. Завадовского.
Экскурсии с демонстрацией опытов
Кровь и кровообращение (с демонстрацией микропрепаратов)
Школьники знакомятся с составом крови, особенностями её форменных элементов и их функциями, со строением и работой органов кровеносной системы, деятельностью иммунной системы в норме и при развитии патологии, а также получают представление о трансплантологии и регенерации. На экскурсии демонстрируются опыты:
  • работа изолированного сердца лягушки;
  • влияние на работу сердца адреналина, никотина, этилового спирта. работа изолированного сердца лягушки и влияние на нее адреналина, никотина, этилового спирта.
Нервная система и высшая нервная деятельность
Учащиеся получают представление об эволюции нервной системы, строении и функциях её отдельных структур. Раскрываются понятия условного и безусловного рефлексов, инстинкта, динамического стереотипа, особенностей психической деятельности. Экскурсия сопровождается показом опытов, иллюстрирующих теоретический материал:
  • безусловный рефлекс – с использованием спинальной лягушки.
  • условный рефлекс – с использованием дрессированного лабораторного животного.
Пищеварение и обмен веществ
Экскурсия рассказывает о строении и функциях пищеварительной системы, особенностях обмена веществ человека и животных, его нарушениях, а также методах исследования пищеварительной системы.
Экскурсия сопровождается демонстрацией опытов:
  • расщепление углеводов под действием ферментов слюны.
  • эмульгация жира под воздействием желчи.
  • воздействие ферментов желудочного сока на молоко.
  • строение пищеварительной системы лягушки.
Физиология мышц
Занятие представляет собой лабораторный практикум и состоит из двух частей. Во время теоретической части учащиеся знакомятся с типами мышечной ткани и работой скелетной мышцы. Рефлекторный характер работы мышцы демонстрируется в опыте на спинальной лягушке. Практическая часть включает в себя приготовление нервно-мышечного препарата и наблюдение характера сокращения мышцы при раздражении различного типа: механическими, электрическими и химическими раздражителями.
Общая биология
Экскурсии
Обзорная экскурсия по разделу «Эволюция» (закономерности эволюции, развитие жизни на Земле, становление человека) (Б)
Экскурсия рассчитана на школьников 9-11 классов и студентов. В ходе экскурсии слушатели могут получить общее представление о биологической эволюции и ее закономерностях.
Генетика человека (Б)
Экскурсия рассчитана на школьников 9-11 классов и студентов. Слушатели знакомятся с особым разделом генетики – генетикой человека и ее методами исследования. Общие закономерности наследования демонстрируются на примере наследования отдельных признаков у человека. На экскурсии говорится о причинах возникновения тяжелых наследственных и врожденных заболеваний и возможности их предотвращения, раскрывается механизм вредного влияния на наследственность курения, алкоголизма, наркомании, загрязнения окружающей среды.
Основы генетики (Б)
Экскурсия рассчитана на школьников 10-11 классов и студентов. В ходе экскурсии слушатели получают общее представление о генетике – науке, изучающей закономерности наследственности и изменчивости. Они узнают о том, что кто открыл законы наследования, что такое неполное доминирование, множественный аллелизм, кроссинговер, различные типы взаимодействия между генами. Будет рассказано также о молекулярных основах наследственности, механизме определения пола, внеядерной наследственности. От слушателей требуется хотя бы элементарная подготовка и знакомство с генетическими терминами.
Основы эволюционной теории (Б)
Экскурсия рассчитана на школьников 10-11 классов и студентов. Экскурсия рассчитана на школьников 10—11 классов и студентов. Учащиеся узнают об истории появления эволюционных идей и возникновении современной синтетической теории эволюции. На многочисленных экспонатах зала раскрывается понятие основных факторов эволюции и их роли в формировании признаков у живых организмов. Большие красочные диорамы демонстрируют отношения организмов со средой обитания, межвидовые взаимоотношения, возникающие при этом адаптации и их относительный характер. Отдельно рассматривается понятие биологического вида и пути видообразования.
Происхождение и становление человека (Б)
В ходе экскурсии слушатели узнают, как возникли различные представления о возникновении человека, об истории научных исследований того вопроса и современных находках и открытиях. Приводятся данные сравнительной анатомии и эмбриологии, подтверждающие животное происхождение человека, а также черты сходства и различия человека с приматами. Далее прослеживаются этапы формирования современного человека, развитие его материальной и духовной культуры, расообразование.
Развитие органического мира* (Б)
В ходе экскурсии слушатели получают представление о закономерностях макроэволюции, о главных направлениях и путях развития эволюционного процесса (работы А. Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена), о палеонтологических доказательствах эволюции. На красочных палеоландшафтных макетах прослеживается развитие органического мира Земли в течение 580 миллионов лет и основные события, изменившие облик нашей планеты.
Экскурсия «Многообразие паразитов»*(Б)
Экскурсия начинается со знакомства с характеристиками каждой из четырех сред жизни, отдельно рассматриваются особенности обитания внутри живого организма. В ходе экскурсии мы расскажем о том, какое воздействие обитатели организменной среды (то есть о тех, кто живет внутри тела) могут оказывать на своих хозяев: кто из них вреден, а кто полезен. Обсуждается, кто такие паразиты в традиционном и общебиологическом смысле, какие бывают типы хозяев (промежуточные и основные).
На экскурсии слушатели узнают, какие у паразитов существуют приспособления для выживания в таких необычных условиях, как тело другого организма. Конечно, в ходе экскурсии мы познакомим и с огромным разнообразием паразитов: поговорим о паразитах животных и растений, о растениях-паразитах, о грибах-паразитах, о бактериях и вирусах.
Экскурсия сопровождается показом мультимедийной презентации и демонстрацией натуральных экспонатов.
Продолжительность экскурсии: 1 ч 15 мин.
Экскурсия «Паразиты человека»*(Б)
Экскурсия знакомит с паразитами человека, вызывающими такие заболевания, как трипаносомоз, малярия, клещевой энцефалит и другие. Мы расскажем о том, где находятся очаги этих заболеваний, какие условия и факторы необходимы для распространения паразитов. Также мы обсудим о риске заражения паразитами при путешествии в различные страны, поговорим об историях открытия новых стран, которые впоследствии привели к массовым эпидемиям (черная оспа, сифилис, вирус иммунодефицита человека). Также будет раскрыт секрет того, как человечество укротило многие из опаснейших заболеваний, такие как черная оспа, сифилис, лепра, туберкулез, чума и другие. Отдельно будет обсуждаться современная эпидемия – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ).
Экскурсия сопровождается показом мультимедийной презентации и демонстрацией натуральных экспонатов.
Продолжительность экскурсии: 1 ч 15 мин.
Экскурсия «Эволюция паразитизма»*(Б)
Экскурсия посвящена тому, какую роль играют паразиты в сообществах, и каковы их взаимоотношения с окружающей средой. Оказывается, в этих отношениях не все однозначно и понятно. Чтобы разобраться в этом, мы обсудим, какие типы взаимоотношений между организмами существуют, каковы особенности паразитизма, чем эта форма отношений отлична от хищничества, конкуренции, симбиоза и пр.
Мы также поговорим о путях происхождения паразитов и их эволюции. Познакомим с альтернативными видами паразитизма, и выясним, как происходит переход от паразитизма к взаимовыгодному сотрудничеству.
Экскурсия сопровождается показом мультимедийной презентации и демонстрацией натуральных экспонатов. Для школьников с 9 по 11 классы
Продолжительность экскурсии: 1 ч 15 мин.
Экскурсии с демонстрацией опытов
Фотосинтез (с демонстрацией опытов и микропрепаратов)
Это занятие может быть использовано, как введение, завершение и дополнение этой темы в школьной программе. Рассматриваются понятие «фотосинтез», условия, при которых он протекает, история открытия. Большое внимание уделяется листу – органу растения, в котором в основном и происходит процесс фотосинтеза. Морфология, анатомия, разнообразие листьев рассматриваются на примере демонстрационных экспонатов, иллюстраций, комнатных растений.
В течение занятия проводятся опыты.
Практическое занятие (ВКЛЮЧАЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ С МИКРОСКОПАМИ)
Строение и функции клетки
Практическое занятие рассчитано на учащихся 9-11 классов. Школьники рассматривают под световым микроскопом при увеличении 100 и 400 раз клетки листа водного растения - элодеи и проводят на них эксперимент, демонстрирующий явление потери воды клетками (плазмолиз). Также учащиеся проводят опыт, демонстрирующий ферментативное разрушение перекиси водорода в клетках листа элодеи; смотрят готовые препараты животных клеток (кровь лягушки и кровь человека). На демонстрационных микроскопах ребята могут увидеть явление движения цитоплазмы в клетках листа элодеи, а также клеточное деление (митоз) в клетках кончика корешка лука.
На занятие необходимо приносить тетрадь, ручку и карандаш.
Количество экскурсантов – не более 20 человек!
Интерактивные занятия
Один день из жизни древнего человека
Экскурсия рассчитана на школьников 2—6 класс.
В каменном веке ведение хозяйства требовало особых навыков, инструментов и бесконечного запаса терпения так как занимало уйму времени. А иногда было сопряжено со смертельной опасностью. Как же жили древние люди? (Ответим сразу — очень непросто!)
На занятии «Один день из жизни древнего человека» мы расскажем о людях, живших по меркам антропологии совсем недавно (каких-нибудь 10—30 тыс. лет назад) на территории Москвы и Центральной России:
—Как добывали огонь?
—Как и на кого охотились?
—Какими орудиями пользовались?
—Как и из чего делали одежду?

Мы покажем орудия труда и предметы, созданные древними людьми, как подлинные, так и реконструкции: кремнёвые скребки, наконечники копий и стрел, костяные иглы и гарпуны. Дадим потрогать образцы меха животных, на которых охотились древние люди. Всё это можно подержать в руках, рассмотреть и ощупать.

Участникам предстоит определить, для чего применялись эти орудия и представить, каково это —провести один день из жизни древнего человека?

Занятие с проектной деятельностью
Приспособленность организмов к среде обитания
Практическое занятие построено на проектной работе учащихся, музейный педагог выступает в роли модератора и научного консультанта. Класс делится на рабочие группы, между которыми распределяются проектные задания, объединенные общей темой «Приспособленность организмов к среде обитания». Под руководством школьного учителя и музейного педагога рабочие группы самостоятельно изучают экспозицию музея и вспомогательный раздаточный материал по конкретному проектному заданию, определяют приспособления у каждого объекта и причину их возникновения: например, раскрывают зависимость строения зубного аппарата от особенностей питания. Карточки проектных заданий, перечень экспонатов и вспомогательного раздаточного материала предоставляются учителю заранее. Проектные задания имеют разный уровень сложности и объем задействованных экспонатов. Учитель имеет право выбрать количество проектных заданий (всего их 3), разделить класс на группы с учетом индивидуальных особенностей учеников. В завершение все рабочие группы обсуждают результаты своих исследований. В качестве домашнего задания ученики могут оформить полученные материалы в виде презентаций. Эти наработки могут иметь продолжение в дальнейшей проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Программа «Урок в музее»
Приспособленность организмов к среде обитания.
Приспособленность организмов к среде обитания
Занятие предназначено для учащихся старших классов.
Урок построен на проектной работе учащихся, музейный педагог выступает лишь в роли модератора и научного консультанта. Класс делится на рабочие группы, между которыми распределяются проектные задания, объединенные общей темой «Приспособленность организмов к среде обитания». Под руководством школьного учителя и музейного педагога рабочие группы самостоятельно изучают экспозицию музея и вспомогательный раздаточный материал по конкретному проектному заданию, определяют приспособления у каждого объекта и причину их возникновения: например, раскрывают зависимость строения зубного аппарата от особенностей питания. Карточки проектных заданий, перечень экспонатов и вспомогательного раздаточного материала предоставляются учителю при подготовке к уроку в музее. Проектные задания имеют разный уровень сложности и объем задействованных экспонатов. Учитель имеет право выбрать количество проектных заданий (всего их 5), разделить класс на группы с учетом индивидуальных особенностей учеников. В завершение все рабочие группы собираются в одном зале, чтобы познакомить остальные группы с результатами своих исследований и обсудить их. В качестве домашнего задания ученики могут оформить полученные материалы в виде презентаций. Эти наработки могут иметь продолжение в дальнейшей проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Урок направлен на развитие следующих КЭС:
  • 2.4. выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде;
  • 2.8. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями.
    Проведение этого урока предпочтительно как завершающего.
  • Лекции
    Современные представления о возникновении жизни на Земле (с демонстрацией слайд-презентации, с 10-го класса)
    Лекция рассчитана на учащихся 10-11 классов, учителей, студентов и преподавателей вузов. Рассматриваются различные концептуальные подходы к проблеме происхождения жизни: от древних представлений о «самозарождении» до современной концепции «химической эволюции» и идей Вернадского. Говоря об условиях, существовавших на Земле к моменту появления первых живых организмов, и о тех глобальных изменениях, которые произошли на нашей планете под влиянием живых существ. Рассказывается о наиболее важных событиях, произошедших в ходе биологической эволюции и сформировавших современный растительный и животный мир.
    Происхождение человека (с демонстрацией слайд-презентации, с 7-го класса)
    Лекция рассчитана на учащихся 7-11 классов, учителей, студентов и преподавателей ВУЗов, любых взрослых слушателей.
    Слушателям рассказывается о том, как возникли различные представления о возникновении человека, об истории научных исследований этого вопроса, о крупнейших находках и открытиях. Прослеживаются основные этапы формирования человека в свете современных представлений, а так же этапы развития его материальной и духовной культуры. Приводятся сведения о наиболее интересных находках, сделанных за последнее время.
    Пришедшие из веков (антропологическая реконструкция облика древних людей и исторически личностей, с демонстрацией слайд-презентации, с 7-го класса)
    Лекция рассчитана на учащихся 7-11 классов, учителей, студентов и преподавателей ВУЗов, любых взрослых слушателей. В лекции рассказывается об уникальной методике, разработанной известным археологом и антропологом М. М. Герасимовым, которая позволяет восстановить черты лица любого человека по его черепу. Пользуясь ей, Герасимов воссоздал более сотни документальных портретов первобытных людей (неандертальцев и кроманьонцев), представителей древних народов (скифов, гуннов, славян), а так же выдающихся исторических деятелей прошлого (Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Тамерлан). Эта методика получила мировое признание и сейчас широко применяется в криминалистике, археологии и палеонтологии.
    Смотри в оба!
    (секреты зрения человека и животных, интерактивная экспозиция, 5–8 класс)
    Интерактивная экспозиция «Смотри в оба!» посвящена органам зрения человека и животных. Она состоит из интерактивных, экспериментальных экспонатов, а также насыщена подлинными природными объектами (предметами и коллекциями), доступными для тактильного восприятия. Интерактивное занятие проводит музейный педагог. Занятие состоит из двух частей: первая — рассказ музейного педагога о строении, работе и функциях зрительного анализатора, о четырёх типах строения органов зрения, о нарушениях в работе глаза, о видеоэкологии, об оптических иллюзиях и многом другом; вторая — самостоятельное увлекательное путешествие в мир зрения человека и животных.
    Количество экскурсантов — не более 15 человек!
    Школа Левенгука Как устроен микроскоп
    (1–7 класс)
    На занятии «Школа Левенгука» школьники узнают, чем линза отличается от лупы, как появился и как устроен микроскоп, какие бывают микроскопы и что с их помощью можно рассмотреть.
    И не только узнают — на занятии можно будет самостоятельно экспериментировать с разными увеличительными приборами, готовить препараты, рассматривать, наблюдать…
    Да, кстати… А при чём здесь Левенгук?
    Антони ван Ле́венгук — нидерландский натуралист XVII века. Именно он с помощью самодельного микроскопа обнаружил в капле воды целую вселенную и сделал множество удивительных открытий из жизни мельчайших существ. Впрочем, как у всякого великого изобретения, у микроскопа много родителей. Подробности — в «Школе Левенгука».
    Микротеатр
    (живое крупным планом, с 5-го класса). Подобное нельзя увидеть ни в одном музее Москвы!
    Один из залов музея превращается в театр, где актёры — живые организмы. Подобно тому, как хороший спектакль позволяет иначе воспринимать обыденность, сеансы «Микротеатра» дают возможность увидеть то, что обычно нельзя увидеть из-за небольших размеров. Демонстрационные микроскопы позволяют на большом экране рассмотреть целый мир в капле воды. Движение — это жизнь. На сеансах «Микротеатра» видно движение цитоплазмы в растительной клетке; наблюдая за животными, зритель «прогуливается» в компании инфузорий и коловраток, видит, какие домики строят личинки ручейников, испытывает настоящий ужас при встрече с маской стрекозы, узнаёт, чем можно прокормить водяного ослика, понимает, как всплывает и погружается коретра и многое другое. А поскольку актёры труппы животных склонны к импровизации, спектакль полностью уникален! Демонстрация объектов сопровождалется синхронными комментариями ведущих, вступающих в диалог друг с другом и с посетителями.
    Оранжерея
    Путешествие с комнатными растениями (обзорная экскурсия)
    Вы увидите представителей флоры тропических лесов, болот и морских побережий, субтропиков и пустынь. Любителей комнатных растений ждут здесь широко известные и экзотические виды, великолепие красок и разнообразие форм. Вас встретят пестролистные, красивоцветущие, ампельные и вьющиеся растения, суккуленты, а также пальмы. Можно задать вопросы об интересующих вас растениях и получить консультацию по уходу за ними. Условия посещения оранжереи:
    • посещение оранжереи возможно только с экскурсоводом!
    • во время сеанса в оранжерее может находиться не более 25 взрослых посетителей или 25 детей и двое сопровождающих.
    Опасные растения
    Сейчас нет практически ни одного дома, в котором нет пары комнатных растений. Чем они могут быть опасны? Когда мы отправляемся на прогулку в лес или парк, мы с детства знаем, каких растений стоит остерегаться, мы знаем, что некоторые животные могут быть опасны: они могут ужалить, укусить или напасть. Но что мы знаем о растениях, окружающих нас дома? На Земле известно около 10 тысяч опасных растений, многие из которых родом из тропических и субтропических областей и прекрасно чувствуют себя у нас дома. У одних растений ядовит клеточный сок, у других кора, листья или плоды. Многие растения ядовиты целиком. Люди с давних времен старались использовать ядовитые свойства этих растений для охоты на животных, для обороны от врагов. Нередко упоминается страшный яд кураре, которым индейцы Южной Америки отравляли свои стрелы. Для его приготовления использовали смеси экстрактов растений. Многие «опасные» свойства растений человек широко использует в медицине. Фикусы, кротоны, диффенбахии, папайя, молочаи, кофе, лавр, паслён, гибискус, олеандр — это далеко не полный список опасных растений, с которыми вы познакомитесь на экскурсии в нашей оранжерее.
    Во время сеанса в оранжерее может находиться не более 25 взрослых посетителей или 25 детей и двое сопровождающих.
    Полезные растения
    Комнатные растения не только украшают любой интерьер, но и обладают массой полезных свойств. Некоторые растения помогают нам справиться с токсическими веществами, которые выделяют отделочные материалы (линолеум, ДСП), содержатся во всех моющих средствах, а также в сигаретном дыме, выхлопных газах и тому подобном. Электромагнитное излучение, бактерии и сухой воздух тоже не прибавляют здоровья ни нам, ни нашей коже. Со всеми этими проблемами помогают справиться определённые виды комнатных растений. Но что мы знаем о растениях, окружающих нас дома? На Земле известно около 10 тысяч растений, родом из тропических и субтропических областей, которые прекрасно чувствуют себя у нас дома. Спатифиллум, драцена, куркума, папоротники, кактусы, пальмы, авокадо, цитрусы, кофе… И это далеко не полный список растений с которыми вы познакомитесь во время экскурсии и узнаете много интересных и полезных свойств этих растений.
    Количество экскурсантов — не более 25 человек или 25 детей и двое сопровождающих.
    Жизненные формы растений
    Экскурсия рассчитана на школьников 6-11 классов.
    Учащиеся знакомятся с систематикой жизненных форм растений по И. Г. Серебрякову (деревья, кустарники, травы, а также промежуточные формы; особые жизненные формы — подушки, стланцы, пальмы, суккуленты и другие). Для старших классов — знакомство с системой жизненных форм растений Раункиера (по желанию). Экскурсия проиллюстрирована живыми растениями, гербарным материалом, фотографиями.
    Экскурсии под открытым небом
    В нашем музее создана новая экспозиция под открытым небом, где представлены растения природного комплекса Москвы. Здесь можно увидеть как самые обычные растения: ель, сосну, бересклет бородавчатый, костянику, чернику; так и редкие растения, занесенные в Красную книгу Москвы: орхидеи (любка двулистная, или ночная фиалка), купальницу, аконит (борец), папортник «страусово перо» и др.
    Так как состав экспозиции достаточно разнообразен, с мая по октябрь экскурсии проводятся по следующим темам:
    • эфемероиды и раннецветущие растения (май)
    • растительные сообщества: растения луга, леса, болота + городская флора (июнь-сентябрь)
    • растения Красной книги Москвы и Подмосковья (июнь-август)
    • жизненные формы растений (май-сентябрь)
    • осенние явления в жизни растений (сентябрь-октябрь)
    • мир растений Москвы и Подмосковья (июнь-сентябрь)
    • Весенние явления в жизни растений (проводится в весенний период)
      Экскурсия рассчитана на широкий круг слушателей, начиная с семи лет.
      Она включает в себя рассказ о пробуждении растений в весенний период, о явлениях, связанных с увеличением светового дня и повышением температуры: набухании почек, распускании листьев, цветении. Слушатели узнают, почему большинство деревьев опыляются ветром, а не насекомыми, почему у травянистых растений хвойного леса белые лепестки и как в крошечной почке помещаются крупные цветки и множество листьев. Наиболее яркая часть экскурсии — о растениях-эфемероидах, расцветающих сразу после таяния снега и исчезающих с поверхности земли до наступления лета.
    • Знакомьтесь: растения Москвы и Подмосковья (проводится в весенне-осенний период)
      Экскурсия представляет собой рассказ о растениях лесов и опушек, лугов и болот. Биологические, лекарственные свойства растений, интересные факты из «биографии» различных видов, сведения о происхождении названий цветов и деревьев — основа этой экскурсии. Она также включает сведения о растительных сообществах, о взаимоотношениях и влиянии растений-соседей друг на друга. Особое внимание уделено съедобным, ядовитым и лекарственным растениям.
    Программа «Остров открытий»
    ПРОГРАММА «ОСТРОВ ОТКРЫТИЙ» Продолжительность программы — 1 час 30 мин.
    Количество экскурсантов — 30 человек!
    Группа делится пополам, одна половина работает в на одном занятии, другая — не другом. С каждой группой работает сотрудник музея. Через 45 мин. группы меняются местами.
    ЭТА ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ ДВА ЛЮБЫХ ЗАНЯТИЯ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ:
    Загадки моря (с демонстрацией природных объектов и слайд-презентацией)
    Занятие посвящено обитателям морей и океанов, стихии, которая до сих пор остаётся наименее изученной. Рассказ об этих животных сопровождается показом натуральных экспонатов, которые каждый может изучить и внимательно рассмотреть, а заодно и узнать ответы на разные вопросы: например, сколько животных поселилось на раковине морского гребешка, почему в раковине слышно море, что за таинственное существо сплело клубок из трубок и так далее.
    Загадки русского леса (с демонстрацией следов жизнедеятельности животных и слайд-презентацией)
    Много самых разных животных живёт в наших лесах. Встретить их сложно, но оставленные ими следы открывают много интересных подробностей из жизни лесных обитателей — зверей, птиц, насекомых. Следы этих животных можно изучать как летом, так и зимой. Занятие посвящено знакомству с различными следами жизнедеятельности лесных животных (отпечатки на снегу, погрызы, помёт, ходы в древесине и многое другое).
    Занятие рассчитано на посетителей любого возраста и уровня подготовки, проходит в форме диалога. Демонстрируются слайды и натуральные объекты.
    У этого занятия есть вариант «Загадки зимнего леса», где внимание акцентируется на тех следах жизнедеятельности, которые можно увидеть зимой в лесу.
    Путешествие в микромир (растительная клетка под микроскопом)
    Во время увлекательного занятия с микроскопом ребята посмотрят готовые препараты кожицы лука и научатся готовить препараты сами. Они увидят под микроскопом клетки мякоти рябины, а также клетки, из которых состоит клубень картофеля, и проведя опыт с йодом, убедятся в наличии в них крахмала; а приготовив препарат из листа водного растения элодеи, проведут самый настоящий эксперимент!
    И, наконец, увидят клетки, из которых состоит кровь лягушки.
    Смотри в оба!
    Интерактивная экспозиция «Смотри в оба!» посвящена органам зрения человека и животных. Экспозиция состоит из интерактивных экспонатов, а также насыщена подлинными природными объектами (предметами и коллекциями), доступными для тактильного восприятия. Занятие состоит из двух частей: первая — рассказ о строении, работе и функциях зрительного анализатора, о четырёх типах строения органов зрения, о нарушениях в работе глаза, о видеоэкологии, об оптических иллюзиях и многом другом; вторая — самостоятельное увлекательное путешествие в мир зрения человека и животных.
    Чудесные опыты с растениями
    Верите ли вы, что с растениями можно творить чудеса? Не верите — приходите к нам! На ваших глазах на листочке обычного растения появится необыкновенная картинка. Ловкость рук и никого мошенничества, и сок свёклы становится изумрудным, а марганцовка обесцвечивается. Все эти и много других чудес мы покажем вам на этом занятии. Каждый «волшебный» опыт сопровождается кратким научным объяснением. Вспоминая сказки, дети познакомятся с некоторыми химическими веществами, их свойствами и особенностями протекания реакций.
    Обитатели древних морей
    Участники занятия познакомятся с палеонтологией — наукой о вымерших животных и растениях. Мы расскажем о том, как палеонтологи находят и изучают окаменелости.
    Там, где сейчас находится Москва, сотни миллионов лет назад было море. Мы покажем настоящие остатки доисторических животных со дна этого древнего моря.
    Участники занятия будут самостоятельно определять разных животных по окаменелостям, а также узнают об их потомках и родственниках, доживших до наших дней.
    «Одежды» животных( с 3-го класса)
    Во что «одеты» различные животные? Как устроены и для чего нужны их покровы? Переодеваются ли животные? Делают ли они себе «верхнюю одежду»? Если вам интересны эти и другие вопросы, приходите на практическое занятие «„ОДЕЖДЫ“ ЖИВОТНЫХ», посвященное разнообразию и назначению покровов самых разных животных – от кошки до гадюки, от морского ежа до рака-отшельника, от воробья до жабы, от кузнечика до личинки ручейника.
    Занятие делится на две части.
    Сначала демонстрируется компьютерная презентация, знакомящая с покровами разного назначения (защита от холода, механических воздействий, маскировка, отпугивание, передача сигналов) у животных разных систематических групп (звери, птицы, рептилии, амфибии, рыбы, членистоногие, моллюски, иглокожие и другие). Отдельно рассматриваются процесс линьки и дополнительные покровы.
    После презентации проводится практическая часть занятия. Участники изучают образцы покровов разных животных, пробуют определить (с наводящими вопросами ведущего), какому животному принадлежит, например, фрагмент шкуры, оперения, раковина и тому подобное. Если численность группы не превышает 15 человек, проводится игра «Одень животное»: участники, по очереди получая образцы покровов, находят их обладателей среди животных, чьи фотографии лежат на столе.
    Количество экскурсантов не более 15 человек.
    Один день из жизни древнего человека( с 2-го класса)
    В каменном веке ведение хозяйства требовало особых навыков, инструментов и бесконечного запаса терпения так как занимало уйму времени. А иногда было сопряжено со смертельной опасностью. Как же жили древние люди? (Ответим сразу — очень непросто!)

    На занятии «Один день из жизни древнего человека» мы расскажем о людях, живших по меркам антропологии совсем недавно (каких-нибудь 10—30 тыс. лет назад) на территории Москвы и Центральной России:
    —Как добывали огонь?
    —Как и на кого охотились?
    —Какими орудиями пользовались?
    —Как и из чего делали одежду?

    Мы покажем орудия труда и предметы, созданные древними людьми, как подлинные, так и реконструкции: кремнёвые скребки, наконечники копий и стрел, костяные иглы и гарпуны. Дадим потрогать образцы меха животных, на которых охотились древние люди. Всё это можно подержать в руках, рассмотреть и ощупать.

    Участникам предстоит определить, для чего применялись эти орудия и представить, каково это —провести один день из жизни древнего человека?

    Выездные занятия
    Занятие «Многообразие паразитов»
    Занятие предназначено для учеников 3—4 классов.
    Занятие начинается со знакомства с характеристиками каждой из четырех сред жизни, отдельно рассматриваются особенности обитания внутри живого организма. В ходе занятия мы расскажем о том, какое воздействие обитатели организменной среды (то есть о те, кто живет внутри тела) могут оказывать на своих хозяев: кто из них вреден, а кто полезен. Обсуждается, кто такие паразиты в традиционном и общебиологическом смысле, какие бывают типы хозяев (промежуточные и основные). На экскурсии учащиеся узнают, какие у паразитов существуют приспособления для выживания в таких необычных условиях, как тело другого организма. Конечно, в ходе экскурсии мы познакомим и с огромным разнообразием паразитов: поговорим о паразитах животных и растений, о растениях-паразитах, о грибах-паразитах, о бактериях и вирусах.
    Занятие «Паразиты человека»
    Занятие знакомит с паразитами человека, вызывающими такие заболевания, как трипаносомоз, малярия, клещевой энцефалит и другие. Мы расскажем о том, где находятся очаги этих заболеваний, какие условия и факторы необходимы для распространения паразитов. Также мы обсудим о риске заражения паразитами при путешествии в различные страны, поговорим об историях открытия новых стран, которые впоследствии привели к массовым эпидемиям (черная оспа, сифилис, вирус иммунодефицита человека). Будет раскрыт секрет того, как человечество укротило многие из опаснейших заболеваний, такие как черная оспа, сифилис, лепра, туберкулез, чума и другие. Отдельно будет обсуждаться современная эпидемия – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ).
    Занятие «Удивительное в мире растений»
    Занятие представляет собой «путешествие» по всему миру в поисках необычных, удивительных, поражающих воображение растений. Деревья-исполины; растения с громадными листьями, гигантскими цветками, причудливыми плодами и семенами; растения- подушки; чемпионы по скорости роста; насекомоядные растения — с ними знакомятся учащиеся в ходе этой экскурсии. Слушатели-путешественники побывают в тропических лесах и болотах, в африканских саваннах и азиатских пустынях.
    Занятие «Растения на службе человека»
    На занятии научный сотрудник рассказывает о растениях, которые использует человек — пищевых, волокнистых, лекарственных. Тайны, загадки и чудеса культурных растений раскрываются подчас самым неожиданным образом. Что делают из мягкой, а что из твёрдой пшеницы? Почему рожь очень вынослива? Отчего так всемогущ овёс? Хлеб, взлетающий под облака, любимица Мексики, белоснежный хлеб, каша и веник в одном лице. Что ели на Руси, когда не было картошки? Почему «помидор» в переводе с французского — это «золотое яблоко»? Отчего огурцы бывают горькими? Из каких растений получают душистые масла? Многоликая капуста, «лук от семи недуг», тайна красавца граната, секреты лимона, загадки абрикоса — об этом и многом другом можно будет узнать на данном занятии
    Занятие «Насекомоядные растения»
    На занятии школьники познакомятся с историей изучения этой группы, разнообразием хищных растений, устройством и работой ловчих аппаратов, экологией, распространением. Основная цель— дать учащимся представление об уникальности явления хищничества среди растений, сделать упор на экологические факторы, способствующие развитию и поддержанию этого явления в процессе эволюции; раскрыть на доступном уровне сложные механизмы взаимодействия «хищное растение — жертва». Дети узнают интересные факты о количестве съедаемых растениями жертв, скорости реакции ловчих аппаратов, размерах растений и о многом другом.
    Занятие «Одежды животных»
    Занятие рассказывает о разнообразии и назначении покровов самых разных животных – от кошки до гадюки, от морского ежа до рака-отшельника, от воробья до жабы, от кузнечика до личинки ручейника. Школьники в ходе занятия смогут получить ответы на вопросы: во что «одеты» различные животные, как устроены и для чего нужны их покровы, переодеваются ли животные, делают ли они себе «верхнюю одежду». Занятие делится на две части. Сначала демонстрируется компьютерная презентация, знакомящая с покровами разного назначения. После презентации проводится практическая часть занятия. Учащиеся изучают образцы покровов разных животных, пробуют определить, какому животному принадлежит, например, фрагмент шкуры, оперения, раковина и тому подобное.
    Занятие «Загадки леса»
    Много самых разных животных живёт в наших лесах. Встретить их сложно, но оставленные ими следы открывают много интересных подробностей из жизни лесных обитателей — зверей, птиц, насекомых. Следы этих животных можно изучать как летом, так и зимой. Занятие посвящено знакомству с различными следами жизнедеятельности лесных животных (отпечатки на снегу, погрызы, помёт, ходы в древесине и многое другое). Занятие сопровождается показом натуральных природных экспонатов.
    Занятие «Загадки моря»
    Занятие посвящено обитателям морей и океанов, стихии, которая до сих пор остается наименее изученной. Рассказ об этих животных сопровождается показом натуральных экспонатов, которые каждый может изучить и внимательно рассмотреть, а заодно и узнать ответы на разные вопросы: например, сколько животных поселилось на раковине морского гребешка, почему в раковине слышно море, что за таинственное существо сплело клубок из трубок и тому подобное.
    Занятие «Обитатели древних морей»
    Участники занятия познакомятся с палеонтологией — наукой о вымерших животных и растениях. Мы расскажем о том, как палеонтологи находят и изучают окаменелости.
    Там, где сейчас находится Москва, сотни миллионов лет назад было море. Мы покажем настоящие остатки доисторических животных со дна этого древнего моря.
    Участники занятия будут самостоятельно определять разных животных по окаменелостям, а также узнают об их потомках и родственниках, доживших до наших дней.

    * - темы экскурсий, адаптированные для людей с тотальной слепотой